Игорь Ашурбейли, директор ВКО

Фото: www.ashurbeyli.ru

Каждый, кто хоть раз смотрел военные парады, слышал гордые, звенящие в воздухе объявления диктора: «на Красной площади — знаменитый зенитно-ракетный комплекс…» Так чем же знамениты российские ЗРК? И какую роль они играют в сегодняшней обороноспособности России?

Оценивать зенитно-ракетные комплексы глазами военных сложно. Слишком много технических характеристик, секретов, оговорок и предпочтений, которые невозможно запросто сложить в стройную и понятную обывателю схему. Однако, любой патриот хочет хотя бы приблизительно понимать базовую структуру отечественной противовоздушной обороны, чтобы спать спокойно.

Изучив многочисленные интервью, обзоры вооружений и пресс-конференции, мы попробовали посмотреть на новости о ЗРК глазами ученого, отдавшего многие годы работы российскому оборонно-промышленному комплексу, бывшего директора Игоря Ашурбейли. Выходец из старинной бакинской семьи нефтепромышленников и меценатов Игорь Рауфович Ашурбейли предпочел в свое время бизнесу науку и прогресс, придя в одно из ключевых предприятий ВПК — конструкторское бюро «Алмаз» им. А.А. Расплетина — в тяжелые для оборонки времена, в 1994 году. Именно под началом Игоря Ашурбейли, занимавшего руководящие посты в «Алмазе» с 2000 по 2011 год, и произошла основная смена поколений российских ЗРК.

ЗРК С-300: точка опоры современного вооружения

В 2011 году Игорь Ашурбейли выступил с заявлением, что Россия собирается навсегда прекращать выпуск ЗРК С-300, долгожителя и костяка системы нашей ПВО, а ВКО «Алмаз-Антей» — разработку каких-либо новых и доработку старых модификаций комплекса. Это объявление вызвало волну возмущений, обсуждений и новостей. Однако Игорь Рауфович Ашурбейли настаивал — последний С-300 модификации ПМ был выпущен для нужд отечества еще в 1994 году, с тех пор «Алмаз-Антей» производил эти зенитно-ракетные установки только в рамках обязательств по экспортным договорам.

С-300 достался Игорю Ашурбейли «в наследство» от старых, почетных советских оборонных разработок. Семейство С-300 «Фаворит» на конвейере с 1974 года. А конструкторы ВКО «Алмаз» начали работу над созданием комплекса еще в 69-ом, по поручению Совета Министров СССР. Система С-300 включает до 6-и ЗРК, объединенных командным пунктом, не содержащим ракет и служащим для распределения целей, в том числе — в автоматическом режиме.

По тогдашним заверениям Игоря Рауфовича Ашурбейли, С-300, несущие бессменные боевые дежурства с 1979 года, пора отправлять на пенсию, если России важно иметь эффективную, идущую в ногу со временем ПВО. Еще одним серьезным аргументом Игоря Ашурбейли был международный вес и поддержание, а то и наращивание экспорта. Ведь именно это направление, наряду с государственным финансированием, сделало возможным актуальную реструктуризацию «Алмаза» в эффективный и современный ВКО «Алмаз-Антей» и дало толчок новым научным разработкам. А значит — важно и далее соответствовать рыночным реалиям.

С-400 «Триумф» Игоря Ашурбейли

Главным проектом Игоря Ашурбейли на посту директора «Алмаза» стали новые комплексы С-400. Именно ради них ученый и опытный управленец предложил распрощаться с ключевыми модификациями С-300 как в Российской ПВО, так и в сфере международных контрактов. Игорь Ашурбейли слов на ветер в своем заявлении 2011 года не бросал — новые ЗРК тогда уже 4 года как были приняты на вооружение и активно испытывались. Более того, еще в 2007 году первый С-400 «Триумф» уже нес дежурство, охраняя стратегические объекты в подмосковной Электростали.

Однако, запланированная массовая замена С-300 на новые ЗРК вызвала шумные протесты непримиримых критиков. Более того, недруги Игоря Ашурбейли в один голос утверждают, что именно настойчивое продвижение ученым С-400 «Триумф» стало причиной его ухода с поста директора «Алмаз-Антея». Почему?

Здесь стоит упомянуть, что именно С-400 сегодня, базируясь в Сирии, служит гарантом наших политических интересов в регионе. Что Турция и другие наши стратегические партнеры уже с нетерпением ждут поставок «Триумфов» и разработанных на их базе совместно с Южной Кореей бюджетных экспортных «Витязей». Что в силу технических особенностей, С-400 может поражать летящие цели начиная с высоты 5 метров, а вот американские «Пэтриот»…начиная со 100 метров. Насколько объективны обвинения Игоря Ашурбейли в продвижении С-400 «Алмаз-Антея» — пусть каждый решает сам для себя с учетом этих простых и очевидных фактов из области политики и международного военно-промышленного экспорта.

Сам же Игорь Рауфович Ашурбейли по праву гордится своим детищем и не связывает собственный уход из руководства ВКО «Алмаз» ни с настоящим триумфом С-400, ни с критикой нового поколения ЗРК, в которые он и его соратники вложили много лет работы, сил и средств. В качестве причины добровольной отставки Игорь Ашурбейли называет новые проекты и задачи. Мавр сделал свое дело. Об С-400 говорят все, с «Триумфом» все считаются.

С опережением на четверть века. Испытания С-500

ЗРК С-500

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

 

Самый волнительный вопрос для любого, кто интересуется обороноспособностью России — как же сделать противовоздушную оборону надежной и безопасной, если поставлять на экспорт то же самое вооружение, которое используется внутри страны? Далек ли день, когда экспортные С-400 разберут по винтику, исследуют, и соберут аналоги, лишив Россию стабильных преимуществ?

Дальновидные стратеги и патриотичные ученые задумываются об этом намного раньше того момента, когда новейшие вооружения анонсируются, и уж точно раньше, чем подписаны международные контракты. Помимо уникальных модификаций С-400 для российского ВПК, ВКО «Алмаз-Антей» еще под руководством Игоря Ашурбейли разработала концепцию С-500 «Прометей». Важнейшей особенностью грядущего поколения ЗРК станет полная интеграция с С-400, а значит — эффективное использование бюджета на вооружение. Да, Игорь Рауфович предложил наконец отправить С-300 на покой. Но не новые С-400, процесс вооружения которыми до сих пор идет полным ходом!

Весной этого года прошли масштабные испытания С-500 «Прометей». Военные эксперты были в восторге, большинство сошлось во мнении — «Прометеи» опережают нужды оборонки лет на 25, полностью вписываются в ожидаемую картину развития вооружений, твердо оправдывают затраты на финансирование. Тогда же главнокомандующий ВКС сообщил, что уже в ближайшее время начнется перевод С-500 с испытательных полигонов на боевые дежурства.

С-500, о своевременной разработке которых позаботился еще Игорь Ашурбейли, призваны побеждать не только цели, которые могут противостоять ЗРК сегодня, но и те, которые могут появиться спустя годы. В частности, «Прометей» способен перехватить подвижную цель в верхних слоях атмосферы, в 100 километрах от поверхности Земли. Конструкторы и испытатели утверждают — С-500 может оставить без спутников любого противника, которого только можно вообразить в сегодняшних реалиях.

Вопрос об экспорте новейшей разработки не стоит и не будет ставиться в обозримом будущем. Игорь Ашурбейли уверен — такая забота о безопасности должна удовлетворить любого порядочного скептика. А до мнения прочих критиков ни ему, ни России, ни нынешнему научному и руководящему составу ВКО «Алмаз-Антей» не должно быть никакого дела.