Анализируя источники нынешнего вооруженного обострения между Арменией и Азербайджаном, стоит вспомнить именно латынь: Cui prodest? – кому выгодно. Основная линия противостояния между закавказскими республиками проходит по границе «освобожденного коридора» и Нагорного Карабаха. «Последнее резкое обострение ситуации на границе Армении и Азербайджана несет для РА потенциально тяжелые, вплоть до необратимых, последствия. Следует напомнить, что в рамках коридора «Север — Юг», который сейчас реализует Турция с Азербайджаном с выходом через Иран, Армения представляет интерес, как транзитер. При этом предполагается, что транзитные пути ее руководство контролировать не будет. Ситуация в Закавказье в силу объективных геополитических причин напрямую затрагивает интересы Российской Федерации», — считает начальник научного центра АФБ Сергей Аксенов.

Говоря более простыми словами, в настоящее время в Закавказье наблюдается активность трех геополитических группировок. Первая – тактический альянс Китая-Ирана и Турции-Азербайджана, который гарантирует будущее функционирования южного китайского транспортного коридора. Другой — альянс стратегический: США-Армения и временно примкнувшая к нему Франция, который хочет нарушить создаваемую логистику, и в целях главного гегемона ослабить экспортный потенциал Китая, который некоторым кругами в Америке кажется чрезмерным. Участие России реализуется там только через небольшой миротворческий контингент, который психологически ослаблен ошибками на харьковском направлении. Наша страна пытается «выжать» из ситуации исключительно тактические успехи, которые никак не влияют на стратегическое будущее. Учитывая то, что Азербайджан собирается отказаться от услуг Каспийского трубопроводного консорциума, пути которого замкнуты на Новороссийск и хочет переправлять свою нефть параллельно формирующемуся  транспортному коридору, долговременные последствия для России будут негативными. Именно в Новороссийске пока «бодяжат» нефтяные смеси российской, казахской и азербайджанской нефти, которые позволяют РФ хоть как-то обходить санкции. В свою очередь, Иран, понимая будущий цимес, выразил 12 сентября через свой МИД готовность «оказать любую помощь для разрешения конфликта между Арменией и Азербайджаном».

Не поможет и состоявшийся ночью 12 сентября разговор Путина и Пашиняна, о котором сообщил пресс-секретарь Песков. С его слов «ведется интенсивная работа на экспертном уровне по деэскалации на границе Еревана и Баку и … Кремль будет сообщать по мере получения результатов», — добавил Песков. Во время этого звонка премьер Армении так и не обратился за помощью к ОДКБ. Эта организация тут же приняла «правила игры» и заявила, что применение силы на границе Армении и Азербайджана неприемлемо, должны использоваться политико-дипломатические методы и договоренности. Сегодня с 9:00 достигнуто соглашение о прекращении огня, а российский МИД приписал этот успех именно себе. Стоит напомнить, что до разговора с президентом России Пашинян неоднократно толковал с Блинкеным и Макроном. Но интересно другое: за несколько дней до начала приграничных событий, которые якобы были инспирированы попыткой «армянских диверсантов заминировать дороги снабжения азербайджанской стороны», премьер Армении открыто заявил о готовности своей страны пойти на «нормализацию отношений с Турцией». Он сделал это сообщенипе накануне заседания правительства 8 сентября. Пашинян напомнил, что Эрдоган положительно прокомментировал возможность урегулирования отношений с Арменией, правда не сказал, что основа будущего соглашения «от турков» — полное отрицание геноцида армян. «В этих заявлениях мы видим возможность обсуждения нормализации отношений Армения-Турция, восстановления авто- и железнодорожного сообщения. Мы готовы к такому разговору, который может получить более широкий контекст», — подчеркнул глава кабмина. Он считатет, что это помогло бы Армении стать реальным участником хаба, «связывающего Север с Югом, а Восток с Западом». И, похоже, именно эти слова вызвали серьезное недовольство США. Кооптированный в Арцах по линии армянской диаспоры Рубен Варданян, вполне мог быть  причастен к состоявшемуся военному обострению. Америка не может оставить будущие мировые логистические пути без своего пристального внимания. Варданян, вероятно, рассматривается Госдепом как «смотрящий». Правда, это только теоретическое предположение, хотя вряд ли человек, отказавшийся в день приезда в Ереван от российского гражданства, может быть «рукой Москвы».

Дмитрий Светин специально для РИА «Катюша»