14 апреля МИД России сообщил о вопиющем происшествии: в тяжёлую ситуацию из-за пандемии коронавируса в США попали 74 российских школьника, выехавших в Штаты по программе обмена осенью прошлого года. Российские власти ничего не знали об участии подростков в этой программе, которая на государственном уровне была закрыта по инициативе Москвы ещё в 2014 году. Что же происходит и как такое могло случиться?

Последние новости о российских школьниках в США оказались неожиданностью буквально для всех. МИД России в официальном заявлении сообщил о том, что группа из 74 российских школьников попала в США в беду из-за ситуации с коронавирусом в этой стране. По информации наших дипломатов, ряд детей, выехавших осенью 2019 года в США по программе обмена, сейчас не могут продолжать учиться, а некоторых даже выставляют на улицу принимающие семьи. Возник вопрос о том, как в нынешних условиях вернуть детей на родину, хотя для начала дипломатам придётся установить их имена, найти их.

Парадокс ситуации в том, что Россия вышла из основной программы обмена школьниками с США ещё в 2014 году, а выехавшие в 2019 году дети сделали это не по официальным каналам обмена, а как частные лица. Оттого в России о них ничего и не знали. Теперь же, когда в США началось настоящее бедствие из-за коронавируса, а режим ЧС объявлен уже во всех штатах, детям угрожает опасность.

Как такое могло случиться, почему о детях никто не знал и они смогли выехать, получив учебную спонсорскую визу, действительно ли их финансирует правительство США и как теперь найти этих школьников?

Что известно на данный момент

Вечером 14 апреля на сайте МИД России появился комментарий официального представителя ведомства Марии Захаровой по ситуации с российскими школьниками в США. В комментарии Захарова пишет, что изначально о бедственном положении российских детей посольству России в США сообщили в Госдепе, но там не стали приводить никаких подробностей.

«Нам только сказали, что в рамках одной лишь курируемой самим Госдепартаментом программы Secondary School Student Program в США прибыли 74 российских старшеклассника. Теперь её реализация в «пожарном» порядке сворачивается из-за пандемии. Принимающая сторона не несёт никакой ответственности за детей, и до сих пор даже не предоставили списков и сведений об их конкретном местопребывании», – пишет Захарова.

В комментарии примечательно и то, что никакого «обмена» старшеклассниками у России с США по идее быть не должно: единственная работавшая с 1992 года программа такого «обмена» FLEX (Future Leaders Exchange) была закрыта по решению Москвы 1 октября 2014 года после вопиющего случая оформления американской гомосексуальной парой опекунства над российским школьником.

Тем не менее «обмен» продолжается, хотя никакого обмена он не предполагает – взамен американцы не присылают нам никого, кроме наших же «обамериканившихся» детей через год такого «обучения».

МИД России указывает, что его никто не ставил в известность об отъезде школьников в США прошлой осенью, более того, постыдная ситуация с нынешним положением этих детей вообще вскрылась лишь на фоне пандемии, вынуждающей США срочно прикрывать все свои подпольные некоммерческие образовательные мероприятия, чтобы не нести ответственность за иностранных школьников и студентов.

Нам пришлось пресечь подобные мероприятия, но в Вашингтоне не успокоились и стали действовать тайком. В критической ситуации эта афера вскрылась,

– отметила Захарова.

На данный момент о детях из России не известно почти ничего, кроме той скудной информации, которую передал российским дипломатам Госдеп США, намекая, что больше не намерен нести ответственность за школьников. Теперь посольство России в Вашингтоне активно занимается розыском этих детей, устанавливает их местонахождение, ведь американцы не передали российской стороне даже имена.

Что это за программа обмена?

Скажем сразу, программой обмена закрытый ныне FLEX, как и его многочисленные нынешние клоны, назвать крайне сложно. Суть состоит в том, что никакого обмена в этой программе нет – дети выезжают в одностороннем порядке, живут в принимающих семьях или интернатах и в течение года ходят в американскую школу. Взамен США не посылают своих учеников в Россию, никакого заявленного американцами «культурного обмена», таким образом, не происходит.

Программа FLEX появилась в 1992 году, её учредил Джордж Буш-старший в «Законе о поддержке свободы». Цель – обеспечение мира и взаимопонимания американцев и жителей бывших республик СССР путём ознакомления школьников России и стран СНГ с культурой США, американскими ценностями и образом жизни.

Спонсором программы «обмена» FLEX был Госдеп США, а к участникам не предъявлялось никаких особенных требований. На русскоязычном сайте программы до сих пор есть подробная информация о том, как выехать учиться в США сроком на год. Для этого школьник должен учиться в 8-10 классах, иметь хорошую успеваемость, продемонстрировать знание английского языка на уровне средней школы, подходить под критерии выдачи визы США, а также иметь медицинские документы об отсутствии болезней, препятствующих поездке.

По словам Джен Псаки, FLEX была «самой большой программой культурного обмена между США и Россией». Фото: Brian CahnGloballookpress via ZUMA Press

Есть требования и для принимающей стороны. В частности, она должна обеспечить проживание русского ребёнка, трёхразовое питание, иметь справки об отсутствии конфликтов в семье, а также обеспечивать транспорт для поездок школьника в учебное заведение. Все траты, не связанные с бытом, берёт на себя Госдеп США.

В 2014 году Россия отказалась от участия в программе FLEX, и по этому поводу обильно сокрушались многие американские официальные лица, включая небезызвестную Джен Псаки, занимавшую тогда пост официального представителя Госдепа и вошедшую в международный политический фольклор в качестве автора фееричных «псакизмов» – лишённых всякого смысла бестолковых и нередко даже глупых политических суждений, граничащих с безграмотностью.

«Мы сожалеем в связи с решением российских властей отменить участие России в программе FLEX», – сказала тогда Псаки.

Она также заявила, что FLEX была «самой большой программой культурного обмена между США и Россией». За время существования программы в ней приняли участие более 9 тыс. российских школьников, добавила она.

Россия перестала участвовать в программе FLEX из-за скандала с опекунством в США российского школьника американской гомосексуальной парой. Даже на уровне законов США подобное было противозаконным, однако Вашингтон до последнего скрывал информацию об этом. Затем произошёл скандал с тем, что школьник запросил «эмансипации», то есть убежища в США из-за своей якобы гомосексуальной ориентации. Подобный запрос «на защиту гонимых российской властью» в Вашингтоне обычно утверждают без лишних проволочек. Однако налицо главный факт – произошло нарушение российских законов, о чём тогда говорил уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов.

Как же дети попали в беду сейчас, если FLEX не работает?

Этот как раз тот вопрос, на который в данный момент ищут ответ российские власти. Известно, что школьники выехали в США осенью 2019 года как частные лица, а Госдеп сообщил, что «обмен» состоялся по программе Secondary School Student Program, ведь во FLEX Россия больше не участвует.

Secondary School Student Program на самом деле это «клон» FLEX. Название другое, а вот смысл тот же. Разница только в том, что в этой программе поездку школьника якобы не финансируют власти США, а финансирует некий «спонсор» этого школьника, то есть программа носит не государственный, а частный характер. Участие в School Student Program предусматривает получение визы класса J-1, говорится в соответствующем разделе сайта об этих визах.

Обратим внимание на особые условия этой программы. Если во FLEX принимающей стороной была американская семья, то в Secondary School Student Program это может быть и школа-интернат. Возраст участников – не младше 15 лет и не старше 16 лет. В остальном требования очень сходны с FLEX. Школьник будет учиться в американской школе, где «каждое утро дети с рукой на сердце слушают слова директора о величии США» (цитата с сайта FLEX), где «почти нет заданий на дом» и где «в каждом классе американской школы должен быть флаг страны и флаг штата».

Таким образом, хотя Россия не участвует в программе FLEX, российские школьники всё ещё могут получать визы на обучение по другим программам. Так вышло и в этот раз, когда американское правительство, которое де-юре не несёт ответственности за этих детей, де-факто должно следить за обеспечением необходимых условий принимающей стороны, которые перечислены в разделе о программе Secondary School Student Program. Но и этого они не делают, ограничившись лишь элементарным доведением до сведения российских дипломатов общей информации о существовании в США этих школьников, за судьбу которых теперь, по-видимому, не отвечает ни одна семья и ни один официальный американский орган.

В настоящее время добиваемся предоставления исчерпывающей информации о наших школьниках с указанием их точного количества, фамилий и имён, местонахождения, названий учебных заведений, контактных данных тех, кто отвечал за пребывание детей в США,

– заявила в связи с этим Мария Захарова.

Недружелюбное поведение

Бывший уполномоченный по правам ребёнка в России Павел Астахов рассказал Царьграду, что беда с российскими школьниками приключилась из-за частного характера той программы, по которой они выехали в США. По его словам, после отказа России от участия в программе FLEX, между образовательными учреждениями двух стран продолжили действовать другие программы, но уже на частной основе.

«Ситуация вполне понятная, потому что мы говорили о программах, в которых так или иначе гарантии предоставляет государство, то есть это межгосударственные программы. И на тот момент (в 2014 году) таких программ существовало порядка 28. Но никто не отрицает, что есть программы не межгосударственного порядка, а частного порядка – между учебными учреждениями, между просто людьми, родителями и учебными заведениями за границей. Все их контролировать невозможно», – сказал он.

По словам Астахова, вопрос состоит в том, как в данном случае будет регулироваться ситуация в экстренных случаях – при необходимости выезда, применения неких срочных мер. Разница в том, что в случае с межгосударственной программой за детей в такой ситуации отвечает государство, а если частная, то эти ситуации регулируются договором.

«Ведь заключается договор, невозможно просто так выехать по туристической визе и учиться. Нет, получают студенческие визы все, учебные. А учебная виза предполагает наличие соглашения. В нём должен быть чётко прописан алгоритм действий той или другой стороны. Кто несёт ответственность, кто оформляет страховки, кто кого эвакуирует, в какие сроки и так далее. Почему это не прописано? Вопрос к тем, кто такие договоры подписывает», – отметил бывший омбудсмен.

Астахов назвал поведение американской стороны «недружелюбным» и «негостеприимным», ведь едва ли сами власти США хотели бы, чтобы такие проблемы возникли у их школьников в России. Никто не застрахован от попадания в такие ситуации, добавил он. Вместе с тем ответственность также несёт и российское Министерство просвещения, которое, будучи ещё Министерством образования, не взяло вопрос программ обмена школьников на контроль.

«Дело в том, что государство, в частности, Министерство образования, которое является оператором по этим вопросам и ведомством, которое отвечает за образовательные программы, делало на протяжении нескольких лет всё, чтобы как можно меньше оставалось государственных программ. Они сокращали все государственные программы, чтобы снимать с себя ответственность в таких ситуациях. Оно и понятно, потому что это основное стремление каждого чиновника – как можно меньше на себя ответственности взять», – отметил Астахов.

В итоге получилась ситуация, при которой буквально все сферы отдаются на откуп самим образовательным учреждениям, и это было сделано осознанно, уверен бывший омбудсмен. Поэтому все возникающие вопросы решаются частным порядком и без привлечения государства, которое может прийти на помощь только тогда, когда «станет совсем уж плохо».

Государство протянет руку помощи, поможет детям, что оно и должно делать. И тогда такую помощь надо воспринимать с великой благодарностью. Потому что, если государство социально ответственно, если государство современное, оно так или иначе даже при отсутствии обязательств никогда не бросит своих детей,

– сказал Астахов.

Подводя итог, скажем, что программы псевдообмена школьниками продолжают существовать и реализуются, как и прежде – в одностороннем порядке. Школьников увлекают рекламой о том, что они посмотрят жизнь американских школ изнутри, поживут жизнью подростка в США. На деле же задача, как говорилось ещё в «Законе о свободе» Буша-старшего, – продвигать американские интересы в мире, а особенно – в странах постсоветского пространства.

Однако самое печальное состоит не в этом, а в том, что в экстренной ситуации такие школьники или даже студенты оказываются никому не нужны. Принимающая сторона резко снимает с себя все обязательства, и начинаются беды. Нынешняя группа школьников «по обмену», вероятно, вернётся в Россию из США вовсе не с такими радужными представлениями об этой стране.

Автор:
Кучер Егор