1 апреля 1943 года в составе 303-й авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта поднялась в небо эскадрилья «Нормандия», состоявшая из французских летчиков-добровольцев.

История эскадрильи началась 25 ноября 1942 года, когда было подписано советско-французское соглашение о её формировании, а уже 29 ноября того же года в Иваново приземлились два самолета, которые доставили 72 французских добровольца: 14 летчиков и 58 авиамехаников. Созданию эскадрильи предшествовало официальное признание Советским Союзом в сентябре 1941 года движения «Сражающаяся Франция», которое возглавлял в эмиграции генерал Шарль де Голль после разгрома и оккупации Франции фашистами. В 1941 году, во время битвы под Москвой, де Голль предложил советскому руководству отправить на помощь целую дивизию с вооружением и боеприпасами, но англичане сорвали её доставку. В итоге всё свелось к отправке в СССР небольшой группы добровольцев. Отбором лётчиков и отправкой их в Советский Союз занимался капитан Альберт Мирлес, родители которого иммигрировали во Францию из России ещё до революции. В результате его усилий удалось набрать первых 14 пилотов. Добровольцы были собраны на британской авиабазе в Сирии, откуда их самолётами отправили в СССР.

Офицеры авиаполка «Нормандия-Неман»

Первым командиром эскадрильи стал известный французский пилот Жан Луи Тюлян. Лётчики получили лучшие в советских ВВС истребители Як-1, а по мере появления более совершенных машин они пересаживались на Як-3.

Дебют французских лётчиков состоялся 5 апреля 1943 года в небе над Ельней. Пилоты Альбер Дюран и Альбер Прециози сбили по одному немецкому истребителю FW-190. Через несколько дней французы опять отправились на свободную охоту и столкнулись с двенадцатью вражескими истребителями. В этом бою им удалось сбить ещё два «фоккера», но погибли трое французских лётчиков, среди которых был русский по происхождению Андрей Познанский. Советская авиация не особо нуждалась в помощи французских пилотов, их участие в войне с гитлеровцами имело больше символическое значение. Командование приняло решение не поднимать в небо французов, а более тщательно их подготовить, чтобы избежать бессмысленных потерь. Французские пилоты отличались индивидуализмом в бою и необходимо было наладить их боевое слаживание в групповых действиях.

Лётчики «Нормандии-Неман» у самолёта

Лётчики «Нормандии-Неман» у самолёта

В июле 1943 года эскадрилья принимала участие в Курской битве. В воздушных сражениях погибли ещё восемь пилотов, но французы сбили 17 самолётов противника. К концу июля на их счету было уже 30 сбитых вражеских самолётов. Погибли 11 французских пилотов, среди которых командир эскадрильи Жан Тюлян и самый результативный её пилот Альберт Литольф. Мастерство лётчиков росло с каждым боем, а из французских колоний в её состав прибывало пополнение. Служба в эскадрилье стала престижной. В июле 1943 года на базе авиаэскадрильи «Нормандия» был сформирован 1-й отдельный французский истребительный авиационный полк «Нормандия», состоявший из четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур» и «Кан». За участие в боях по освобождению Белоруссии и Литвы он получил двойное название «Нормандия-Неман». Во время белорусской наступательной операции «Багратион», в июне 1944 года, лётчики полка сбили за один день восемь немецких самолетов, потеряв всего один свой истребитель. 16 октября 1944 года во время воздушных боёв в Восточной Пруссии французы сбили за день 28 немецких самолетов. 12 апреля 1944 года лётчик «Нормандии-Неман» Жорж Анри сбил FW-190 немецкого аса Гюнтера Шака, одержавшего до этого 174 победы в воздухе. Лётчика Шарля Монье его товарищи называли Обманувший Смерть – за то, что он пять раз выходил живым из совершенно безнадёжных ситуаций.

Всего на счету лётчиков истребительного авиаполка «Нормандия-Неман» за время войны было 5300 боевых вылетов, 869 воздушных боев и 273 сбитых вражеских самолета. За время боевых действий авиаполк «Нормандия-Неман» потерял 42 лётчика.

Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» с боевым знаменем в Париже, лето 1945 года.

Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» с боевым знаменем в Париже, лето 1945 года.

83 пилота были награждены боевыми орденами и медалями СССР. Четверо французских лётчиков – Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре и погибший Марсель Лефевр —  были удостоены звания Героя Советского Союза. Полк «Нормандия-Неман» был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Почётного легиона.

После победы над нацисткой Германией лётчики на подаренных им советским правительством истребителях Як-3 вылетели в Париж. Один из легендарных истребителей находится сейчас в Национальном музее авиации в Ле Бурже. Именами погибших в боях лётчиков названы французские авиабазы.

Истребитель Як-3 полка «Нормандия-Неман» в Ле-Бурже

Истребитель Як-3 полка «Нормандия-Неман» в Ле-Бурже

В 2010 году оставшиеся в живых пилоты «Нормандии-Неман» принимали участие в Параде Победы в Москве. В Иваново, Москве, Калуге, установлены памятники в честь героических французских лётчиков, помогавших Красной армии громить фашистов.

Памятник лётчикам «Нормандии-Неман» в Лефортовском парке Москвы

Памятник лётчикам «Нормандии-Неман» в Лефортовском парке Москвы

Заглавное фото: личный состав авиаполка «Нормандия-Неман»

Источник