С тех пор как сказочные киборги, заслонив собой Старый Свет, спасли его от натиска бронебурятских орд и псковского десанта, украинская армия была самопровозглашена самым совершенным военным механизмом континента.

Первоначально это казалось дурью лишь одного Порошенко и его военно-предпринимательской камарильи, но потом её подхватил и Зеленский.

В Европе и Америке позицию двух президентов не оспаривают и, дабы лучшая континентальная армия постоянно совершенствовалась, словно по конвейеру присылают своих лучших специалистов-инструкторов из других «непобедимых армий».  Недавно вот прибыли представители Литвы, Эстонии и Канады, говорят, скоро подъедут грузины и румыны.

Процесс перехода на натовские стандарты идёт ударными темпами. На днях Минобороны Украины сообщило, что лучшая армия Европы полностью перешла на питание по стандартам альянса, что, по мнению министерских спецов, является «важным моральным фактором и дополнительным мотивирующим фактором, влияющим на обороноспособность Украины». А как же – с борщом и галушками в животе воевать веселее! Или борщ – это не натовские стандарты?

Столовые ВСУ уже вступили в НАТО

Столовые ВСУ уже вступили в НАТО

Еще одной анекдотичной формой сближения с НАТО стало введение обязательного изучения  киборгами английской мовы, ибо в альянсе «мовы соловьиной» не понимают. Посмотреть на англомовные бригады украинских «патриотов» очень хотелось бы.

Но современная армия – это не только мова, аппетит и прочие боевые характеристики потомков козаков. Современная армия – это модернизированное оружие, и на этом направлении Украина семимильными шагами движется вперёд, ведь её военно-промышленным комплексом теперь руководят нанятые литовец и журналист-активист, и не важно, что они имеют к армии опосредованное отношение, зато видят бездонные перспективы. А для себя или для ВСУ – это уже вопрос второго порядка.

Давайте взглянем на сегодняшнее состояние самостийной обороноспособности, уже усиленной натовскими стандартами жратвы и мовы.

Начнем с флота, где наблюдается полный штиль, а из позитива видна лишь глупая улыбка главкома ВМС Воронченко, нестираемая с тех пор, как его – кадрового танкиста – назначили командовать флотом.

Кораблей не прибавилось. Обещанные производителем к сдаче в 2019 году два бронекатера типа «Кентавр-ЛК» в нарушение условий контракта не поставлены.

Недавно отремонтировали десантный катер «Сватово», построенный в 1979 году, а 30 января своим ходом впервые вышел в море разведывательный корабль «Лагуна», переделанный из морозильного траулера.

Спуск на воду отремонтированного десантного катера «Сватово»

Спуск на воду отремонтированного десантного катера «Сватово»

Вместо шести отремонтированных кораблей (по плану 2019 года) было получено только три, зато на ремонт флагманского фрегата «Гетман Сагайдачный» были потрачены 238,897 млн грн. вместо запланированных двухсот, причём, по выводам комиссии, объём ремонтных работ составил только 63%.

Едем дальше. Когда бывший министр обороны Загороднюк обещал построить две военные базы по натовскому образцу, он запамятовал, что ведомство ещё не закончило строительство хранилищ боеприпасов. Пока из запланированных 67 хранилищ построено только два, плюс четыре склада ракетно-артиллерийского вооружения. Вместо 15 наблюдательных башен возведены 9. Не куплено ни одной гусеничной пожарной машины, но оборудован Единый центр безопасности Центрального управления безопасности военной службы ВСУ. Военные обещают, что Калиновка, Балаклея и Ичня не повторятся. Но верится с трудом.

Кстати, о боеприпасах. Здесь при видимом порядке – полный аллес! Известно, что после шести лет обстрелов дебальцевского котла и уничтожения нескольких баз боеприпасов в ВСУ почти официально признан «снарядный голод». Украинский ВПК не смог наладить производство дефицитной номенклатуры снарядов аналогичной советской, хотя в 2018 году такие снаряды якобы «изобрели».

Однако оружейная лихорадка, особенно в исполнении постмайданной Украины, вышла боком. Сегодня только разгорается скандал с испытаниями 152-мм украинских артиллерийских снарядов для систем 2А36 («Гиацинт-Б») и 2С5 («Гиацинт-С») производства ГАХК «Артём» и компании ООО «Рубин-2017», которые выявили ряд серьёзных и опасных недостатков.

Как считает независимый эксперт Владимир Щетинин, для изготовления снаряда используется некачественная марка стали и малопригодное взрывчатое вещество. Это приводит не только к слабому поражающему эффекту, разбалансированию снаряда, но и к опасности жизни расчёта при стрельбе. В ходе испытаний на 242-м общевойсковом полигоне несбалансированный боеприпас ударился по дульному тормозу пушки, повредив его и взорвавшись в воздухе.

Те самые опасные украинские 152-мм снаряды

Те самые опасные украинские 152-мм снаряды

Нечто подобное произошло и при январском испытании 155-мм снарядов, когда у хвалёной колёсной супер-САУ «Богдана», созданной по стандартам НАТО, разорвало затвор. Так что к украинскому миномёту-убийце «Молот», уже ликвидировавшему почти три десятка бойцов ВСУ, добавились снаряды-убийцы.

Опять же неопределённость с приоритетами закупок гособоронзаказа на 2020 год привела к тому, что боеприпасов для артиллерии (всего на 76 млн грн) явно не хватает. Эта же причина поставила под угрозу действительную удачу украинской оборонки – производство реактивных снарядов «Ольха» и противокорабельных ракет «Нептун».

Нехватка средств и изменение порядка финансирования привело программу к срыву, ибо, закупая напрямую (строчкой бюджета) непонятные броневики, Минобороны выделило КБ «Луч» кредиты под госгарантии, а конструкторам нужны не гарантии, а гривны. В итоге – очередной ступор.

Вышеупомянутые броневики – это польские бронеавтомобили Oncilla с заявленной ценой всего-то в 8,3 млн гривен за единицу. Примечательно, что закупаемая нынче Украиной польская бронемашина – это украинская разработка броневика «Дозор», доделать которую не смогли и продали техническую документацию соседям, чтобы, не организовав своего производства, кормить поляков. Между тем Oncilla тоже оказалась не идеальным, так как обнаружены недостатки устройства десантного отсека, а на испытаниях броневик не смог преодолеть стандартное требование к проходимости – подъём с уклоном 30º. Но деньги уже у поляков, а свои заводы сдают под торговые комплексы для польского ширпотреба.

Доделанный поляками броневик «Дозор» теперь Oncilla

Доделанный поляками броневик «Дозор» теперь Oncilla

С бронетехникой связан и самый громкий скандал последнего времени – производство нового украинского бронетранспортёра БТР-4 «Буцефал». Случилось так, что корпуса для изготовления БТР-4, поставленные «Лозовским кузнечно-механическим заводом» на Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ), оказались бракованными с закрашенными краской (!!!) трещинами возле сварных швов. Причём на броне стояло клеймо военного представительства министерства обороны, подтверждающее, что с корпусами все в порядке. Разбирательства не только подмочили имидж украинской оборонки, но и застопорили выпуск новой техники.

Немало проблем и в ВВС. Платёжный конфликт между концерном «Укроборонпром» и госпредприятием «Антонов» грозит сорвать перуанский контракт по проекту Ан-178.

Главком ВВС генерал-лейтенант Сергей Дроздов уныло сообщил, что о новых самолётах не мечтает, но радуется 12 отремонтированным.

А тут ещё оказалось, что, кроме миномётов и снарядов, лучшая армия Европы опасается пользоваться беспилотниками, созданными «Укроборонпромом», например БЛА «Берегиня», который заказали ОАО «Меридиан» весной прошлого года.

БЛА «Берегиня» и его разработчик Максим Шеремет

БЛА «Берегиня» и его разработчик Максим Шеремет

Эксперты считают, что дрон не отвечает заявленным характеристикам – он не может быть сделан путем карбоновой распечатки на 3D-принтере, потому что такая технология на Украине недоступна. Но главное – «Берегиня» не в состоянии противостоять средствам радиоэлектронного подавления, так как она слишком мала и не приспособлена передавать информацию шифрованным цифровым сигналом, поскольку оборудована аналоговыми антеннами. То есть для съёмки свадеб или концертов – в самый раз, а для войны лучше купить китайский дрон, его расшифровка займет у противника чуть больше времени. Так что нет ни денег, ни БЛА. Впрочем, всё как обычно.

Вот с таким багажом ВСУ собирается реализовывать «хорватский  вариант», который в случае его практического осуществления явно обернётся «иловайским вариантом». Ну хоть вариться в котле киборги будут сытыми, пообедав по натовскому стандарту.

Александр СЕВИДОВ