Как и предполагалось, минута слабости китайского государства, скованного коронавирусом, не стала поводом для передышки в торговой войне с Вашингтоном. Хотя буквально месяц назад стороны пожали друг другу руки после подписания торговой сделки, на которую возлагались большие надежды. Между тем, драка двух стран за глобальное лидерство продолжается.

Начало 2020 года для глобальной экономики было многообещающим: 15 января США и Китай должны были встать на путь примирения, подписав долгожданную торговую сделку. Ведь за прошедшие полтора года конфронтации утекло не мало воды. Финансовые рынки изрядно лихорадило после каждого агрессивного твитта Дональда Трампа и не менее боевого настроя Китая, готового «бесконечно» продолжать сопротивление. Перспективы рисовались самые мрачные: мир погрузится в многолетнюю торговую битву, в которую со временем ввяжутся все крупные экономики. А это будет означать кризис глобализации и закат эры свободной торговли, которая и без тарифных войн переживает не лучшие времена. Достаточно вспомнить нефтяной шок 2014 года и последовавший глобальный парад девальваций. Эти события вновь расшатали мировую экономику, едва пришедшую в чувство после 2008 года. И не хватало в этой ситуации Трампа с его протекционистской программой.

Поэтому в преддверии январской сделки глобальные рынки активно строили «воздушные замки», надеясь на то, что одним лишь росчерком пера получится сбить градус глобальной напряженности. Но иллюзорность компромиссного сценария кроется в том, что противоречия Пекина и Вашингтона неразрешимы без капитуляции одной из сторон. Ни больше ни меньше. И это едва ли преувеличение. Как известно, в Белом доме от Китая требуют ликвидировать систему освоения западных технологий, которую Поднебесная налаживала еще с девяностых годов. Именно это является главным камнем преткновения, а не соя американских фермеров. Проблема перекошенного торгового баланса США и Китая засела именно в сфере высоких технологий. Ведь осваивая эти технологии – Китай осваивает все более широкую номенклатуру товаров, вроде гаджетов и электроники, которую в растущих объемах продает на американский рынок. А стратеги Белого дома хотят, чтобы Поднебесная, как тридцать лет тому назад, – продавала в США продукцию не сложнее резиновых тапочек.

Собственно, поэтому главные и самые болезненные удары по Китаю пришлись именно на хай-тэк. Еще в 2018 году США начали атаку на Huawei, арестовав финансового директора компании. Затем, в 2019 году, был введен запрет на использование ПО Google и началась борьба с передачей технологий микропроцессорной архитектуры – а это единственное и ключевое звено, которое мешает КНР самостоятельно производить микрочипы. И не смотря на подписанную сделку, Вашингтон продолжает наступление. Недавно американские власти в очередной раз обвинили Huawei в краже коммерческой тайны. Но на этот раз Китай якобы передавал новейшие американские разработки Ирану, а также сотрудничал с Северной Кореей.

На этом американская администрация не планирует останавливаться. Стало известно, что Белый дом намерен блокировать поставку американских авиадвигателей в КНР. Авиационная промышленность – одна из немногих высокотехнологичных отраслей, которая давалась Китаю труднее прочих и успехи пока были куда скромнее, чем у производителей электроники. Именно поэтому США спешат перекрыть кислород, дабы китайские авиаконструкторы не смоги наладить собственное производство авиатехники. Уже 20 февраля администрация Трампа может запретить поставки в Китай авиадвигателей производства компании CFM International, которая является совместным предприятием американской General Electric и французской Safran aircraft engines. В частности, двигатели компании будут устанавливаться на китайском лайнере C919, серийное производство которого должно стартовать в 2021 году.

В то же время Вашингтон продолжает тарифное давление на китайский импорт. Причем распространение коронавируса не рассматривается как повод для смягчения ограничений и не предполагает отсрочку введения новых мер. Даже несмотря на то обстоятельство, что коронавирус является глобальной угрозой. И от того, насколько эффективно Китай справится с вирусом, зависит в том числе и здоровье американских граждан. Однако это мало волнует стратегов Белого дома, для которых слабость оппонента рассматривается как преимущество в торговом противостоянии.

Но пока это одно из немногих преимуществ, которые есть у США. Ведь технологическое противостояние в современном глобальном мире едва ли можно выиграть за счет введения запретов. К примеру, тактика Белого дома по ограничению доступа к западным технологиям едва ли пришлась по вкусу американским IT-гигантам. Стоит вспомнить, что еще в ноябре 2019 года Министерство торговли США удовлетворило запрос Microsoft на выдачу лицензии на экспорт программного обеспечения для гаджетов Huawei. Это произошло всего через несколько месяцев после введения соответствующего запрета. А 13 февраля 2020 года «зеленый свет» на продажу драгоценных технологий был продлен еще на 45 дней. И это неудивительно, потому что для американских корпораций Китай уже давно является одним из важнейших рынков сбыта технологий и разработок. Учитывая вклад этих компаний в экономику США, банальный запрет на их продажу едва ли возможен.

Схожая проблема возникает и у производителей авиадвигателей. В General Electric тоже не приветствуют ограничения на экспорт. Для американского машиностроительного гиганта это упущенные прибыли. И это особенно актуально на фоне провала Boeing 737MAX. Да и в целом GE переживает не лучшие времена, чтобы так запросто отказаться от продаж на многообещающий китайский рынок.

Но самая плохая новость для идеологов технологического «джихада» в отношении Китая – это крайне низкая эффективность таких мер в условиях глобализации. Китайские технологии уже преодолели большую часть барьеров на пути к самодостаточности. Те же американские и европейские авиадвигатели уже давно закупаются Китаем и были разобраны на молекулы в соответствующих лабораториях и цехах. Более того, КНР активно диверсифицирует свои источники научно-технической информации. Не даром страна выкупила 50% украинской «Мотор Сич», имеющей богатый опыт производства авиадвигателей. И не случайно Вашингтон пытался этому противостоять. Тщательно изучалось и техническое наследие «Антонова», с которым китайские специалисты сотрудничают еще с начала двухтысячных. Нельзя обойти стороной и плодотворное для Китая сотрудничество с Россией. И, вполне возможно, что этого многообразия технической информации уже достаточно, чтобы освоить массовый выпуск гражданской авиатехники.

Более того, ужесточение политики со стороны США провоцируют Китай на мобилизацию всех ресурсов для доработки собственных технологий. Huawei, например, уже отказалась от программ Google в пользу китайского ПО, разработанного под прессом санкций. Словом, эффект от политики запретов пока что ровно обратный. Чем больше давит Вашингтон, тем быстрее Китай работает над воспроизводством недостающих технологий. В этой непростой ситуации Вашингтону остается надеяться, что все существующие проблемы и перекосы в китайских финансах и экономике – вырвутся наружу, порождая масштабный и затяжной кризис. Вашингтон, в свою очередь, будет этому всячески способствовать, продолжая бить по слабым местам китайской модели.


Дмитрий Заворотный