Президент России Владимир Путин назначил членов нового правительства Михаила Мишустина. Многие знаковые фигуры прежнего кабинета Дмитрия Медведева в него не вошли, зато много новых и относительно молодых управленцев. Но означают ли кадровые перестановки смену курса российской власти?

В новом правительстве практически полностью обновились экономический и социальный блоки. Тринадцать министров из кабинета Медведева лишились своих постов и среди них практически все те лица, которым российские и зарубежные аналитики предсказывали скорую отставку. Поменяли и большую часть вице-премьеров, отвечающих за различные экономические направления. По сути, изменения не коснулись лишь силового блока, в котором заменили только министра юстиции – вместо Александра Коновалова им стал Константин Чуйченко (как пишут СМИ, одногруппник Дмитрия Медведева по Ленинградскому университету).

Самые радикальные перестановки произошли в экономическом блоке. И это связано с тем, что Владимир Путин был весьма недоволен работой прежнего кабинета по реализации национальных проектов. В итоге курировать экономическое направление поставили Андрея Белоусова, до этого шесть лет работавшего в президентской администрации. Ему 61 год – в новом правительстве он явно не из молодых кадров. В свое время Белоусов был советником по экономическим вопросам еще у Евгения Примакова, затем работал и с Михаилом Фрадковым, и с Михаилом Касьяновым. Кстати, новый первый вице-премьер – сын советского экономиста Рэма Белоусова, которого называют одним из авторов знаменитой косыгинской реформы.

В 2018 году Белоусов предлагал забрать у 14 крупнейших компаний сырьевого сектора сверхдоходы в размере 513 млрд рублей, и направить эти деньги на реализацию майских указов Путина. Но сырьевые компании через своих лоббистов смогли воспрепятствовать этой инициативе. Однако сам факт подобной позиции Белоусова внимание на себя обратил.

Из нового правительства убрали целый ряд министров, встречавших неоднозначные оценки в обществе. Это Вероника Скворцова, Ольга Васильева, Владимир Мединский, Виталий Мутко, Максим Топилин. С последним, к примеру, так или иначе ассоциируется непопулярная пенсионная реформа. Таким образом, Путин пошел навстречу общественному мнению, удовлетворив запрос россиян о кадровом обновлении кабинета министров. Но вряд ли подобные меры приведут к реальной смене или даже существенной корректировке курса российской власти.

Так, те социальные меры, которые были озвучены Путиным и которые предстоит реализовывать новому правительству, направлены на снижение градуса общественного недовольства, но в целом больше напоминают покупку голосов избирателей.

Материнский капитал за первенца или выплаты малообеспеченным родителям до 7-летия ребенка – хорошая инициатива, направленная на реальное улучшение жизни самых незащищенных категорий россиян, но она свидетельствует о том, что правительство пойдет по пути выплаты социальных пособий вместо пути увеличения заработных плат и пенсий. Между тем, никакие отдельные пособия для семей не потребовались бы, если бы у родителей детей были бы достойные доходы по месту работы.

Отсутствие изменений в силовом блоке и МИДе свидетельствует, что, в отличие от внутренней политики, внешней Путин весьма доволен. Шойгу и Лавров – два «титана», на которых в изрядной степени держится рейтинг российской власти. Их президент, разумеется, менять не стал. Ведь никто, кроме Шойгу и Лаврова, из членов медведевского правительства таким авторитетом у населения не пользовался.

Внешняя политика России останется прежней, а вот во внутренней, особенно в экономике и социальной сфере, новому правительству придется прилагать усилия по поиску решений, способных улучшить положение граждан. И еще одно направление — реализовывать проекты национального масштаба, что не получилось у предыдущего правительства.

Но ждать от кабинета Мишустина каких-то масштабных преобразований не приходится: в первом же своем выступлении новый премьер поставил крест на надеждах россиян на пересмотр пенсионной реформы. Да и на введение прогрессивной шкалы налогообложения бывший главный налоговик страны не пойдет.

Тут важно не забывать, что правительство в современной России – орган технический, который в любом случае выполняет те задачи, которые ставят перед ним президент и его окружение. А потому смена лиц вовсе не означает смены курса.