Индекс удовлетворённости жителей нашей страны банками вырос за год до 51,1 пункта по методике расчётов Банка России. Рост составил почти 10 пунктов. Прежний рекорд беззастенчивости статистики Центробанка пал

Стратегическая тайна

Начнём со сроков: речь идёт о периоде май 2017-го — май 2018-го. Сам факт публикации в январе 2019 года данных за май 2018-го поражает. Неужели отношение жителей России к банкам — это настолько важная информация, что её надо оглашать с огромной задержкой? Даже стратегические данные по золотовалютным резервам даются оперативнее.

Методика расчёта индекса удовлетворённости не раскрывается, известно лишь, что основана она на опросе клиентов банков. «Известия» опубликовали длинный материал, где пытаются объяснить рост позитива: подробно рассказывают про развитие онлайн-услуг, про борьбу со скрытыми комиссиями, про упрощение доступа к кредитам… Именитые и безымянные эксперты на голубом глазу уверяют, что всё это как раз и повлияло на результаты опроса.

Демагогия, ерунда на постном масле. В мае 2018 года удовлетворённость банковскими услугами была действительно на очень высоком уровне, но по одной-единственной причине: ставки по кредитам стали рекордно низкими (ипотека дешевле 10% — где вы такое видели в России?). Всё остальное — замыливание глаз и имитация аналитики.

До середины 2018 года банки и МФО весело выдавали кредиты, охотно одобряли ипотеку, рассылали кредитные карты с длинным периодом нулевых процентов, и всё это очень нравилось жителям России, не отягощённым финансовыми познаниями и умением планировать более чем на полгода вперёд. Купить себе обновку — от айфона до квартиры — стало просто как никогда.

 bank-1

Фото: www.globallookpress.com

Какое-то время банки действительно удовлетворяли запросы клиентов, «а то, что придётся за всё платить — так ведь это ж, пойми, потом».

Статистика удовольствия

Вопрос, кто кого удовлетворяет, — отнюдь не только сексологический. После мудро обозначенного Центробанком позитивного периода удовлетворение пошло в прямо противоположную сторону. Давайте посмотрим основные тенденции второй половины 2018 года, когда стало ясно, что рубль нестабилен, инфляция высока, а отдавать долги всё равно надо.

  • Всё более частое списание средств по судебным решениям без ведома владельца средств. Учитывая, что у нас и о фактах судебных заседаний по налогам и сборам люди обычно узнают задним числом, деньги можно потерять в любой момент.
  • Активизация работы с самыми отмороженными коллекторами, использующими настолько мерзкие методы, которых не было даже до принятия закона «О коллекторской деятельности».
  • Разработка систем биометрии, анонсирование распознавания клиентов по лицу. Скоро будет невозможно получить кредит, не сдав банку всю свою подноготную.
  • Участившаяся блокировка частных переводов, карт и счетов, требование «экономического обоснования» даже самых невинных транзакций. Отчасти это требование безопасности, но «удовлетворённости» точно не добавляет.
  • Опережающий рост процентов по кредитам по сравнению с процентами по депозитам.

А онлайн-услуги, дистанционные кредиты, электронные очереди, чистые офисы и вежливые консультанты — это всего лишь декорация. Качество декораций, бесспорно, важно, это вам скажут в любом театре, вот только сюжет спектакля намного важнее. А у нас как раз закончился очередной акт. Акт удовлетворения, которое можно оценить в цифрах.

bank-2

Фото: www.globallookpress.com

На 1 января объём кредитов физических лиц оценивался всё тем же Центробанком в 12,065 трлн руб., на 1 декабря — уже в 14,639 трлн руб. (+21,3%!), мы практически достигли прекрасного рубежа «100 тысяч рублей на душу населения». Объём депозитов рос заметно медленнее, да и рос ли вообще? За 11 месяцев с 20,643 трлн до 21,368 трлн — это +3,5%, ниже уровня инфляции и банковского процента. То есть фактически депозитов стало меньше.

Попытка доверия

Удовлетворение без чувств, без любви и доверия называется словами, имеющими в русском языке негативную коннотацию. И это относится отнюдь не только к интимной сфере: согласитесь, «удовлетворённость» какими-то услугами неразрывно связана с доверием к их поставщику. Если нам нравится банковская система, значит, мы стали больше ей доверять. При этом в середине января 2019 года исследовательская группа Edelman опубликовала любопытное исследование, согласно которому Россия находится на стабильно последнем месте среди ведущих государств мира по доверию простых людей к разнообразным общественным институтам. Неудивительно: нас так часто обманывают, что мы привыкли рассчитывать только на себя.

Так вот, перед нами ещё один яркий пример такого обмана. Короткий период «удовлетворённости» банками привёл к главной, самой эротичной цифре: росту прибыли финансовой системы на фантастические 70% по сравнению с 2017 годом и одновременно к рекордной закредитованности населения.

О том, как мы сейчас оцениваем рынок банковских услуг, Центробанк расскажет нам только через год, хотя сейчас уже всё прекрасно понятно. Мышеловка низких процентов захлопнулась, очередная попытка доверия провалилась.

bank-3

Фото: www.globallookpress.com

* * *

Не занимайтесь удовлетворением банков, дорогие сограждане. Не берите кредиты, будьте осторожны с депозитами. А если всё-таки надо будет взять кредит, постарайтесь это сделать хотя бы в нормальном русском банке, который не находится у американских владельцев, материнская организация которого не присоединяется к антироссийским санкциям, а истинные бенефициары не прячутся за кипрскими офшорами.

Если, конечно, Центробанк в ходе своей «консолидации» оставил хоть один такой банк.

cashbacks-info.ru — это сайт, на котором можно подобрать максимально выгодную банковскую карту, в зависимости от того, что для вас важно — стоимость обслуживания, наличие и условия кэшбеков и прочее. Кэшбэк — это современная банковская технология, позволяющая получить часть затраченных средств обратно на счет. В связи с этим информация о картах, которые позволяют реально экономить, расходуя средства, весьма полезна и выгодна. На предлагемом сайте можно найти информацию практически на любую карту с кэшбэком, включая размер возврата, наличие нюансов при получении возврата средств и скрытых условий, если они присутствуют.

Автор:
Мельников Михаил