В Стамбуле открылся Архиерейский Собор Константинопольского Патриархата, собравшийся для решения вопроса вмешательства в дела Патриархата Московского

Странные закономерности можно наблюдать в человеческой истории. С древности сформировалась так называемая система пентархии, пятивластия. То есть существования пяти патриархов Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Она соответствовала государственно-территориальному развитию Византийской Империи. А потому и была утверждена на Вселенских Соборах, собираемых по воле Императора.

Духовный владыка первого Рима постепенно начал воспринимать свою роль во Вселенской Церкви не как старшего среди равных, а как властителя между подчиненными. И к 1054 году это привело к отпадению Римского папизма от Вселенского Православия. Гордое стремление к власти привело Старый Рим в состояние раскола и самоощущения своей непогрешимости.

С появлением Московского патриарха, в 1589 году, идея пятивластия возродилась. Константинопольский патриарх Иеремия II лично присвоил это звание русскому владыке Иову, прибыв в Москву. Это действие было подтверждено всеми восточными патриархами – Грамотами, данными на Константинопольских соборах 1590 и 1593 годов.

И с тех пор Московские патриархи занимают почетное пятое место в Диптихе православных патриархов. 

Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com

Расширения влияния Московского патриархата боятся на Востоке

Более четырехсот лет это положение дел никак не оспаривалось греками. Но в двадцатом веке, и особенно в последние годы, Новый Рим, как продолжает величать свою кафедру Константинопольский патриарх, стал относиться к Московскому патриархату, набирающему силу, с определенным желанием сдерживать его духовное влияние в мире.

Интересно, что здесь опять попытались вернуться к идее пентархии, но уже с желанием сместить Московскую патриархию с помощью амбиций Кипрской Церкви или прикрываясь ими.

Кипрская Церковь устами своего предстоятеля митрополита Хризостома II заявила, что хочет занимать пятое место среди Православных Церквей и что расширение влияния Московского патриархата может достигнуть дореволюционных размеров.

Константинопольский патриарх активно поддержал эту инициативу и повел своё наступление на Московский патриархат. Сначала в Прибалтике, где расколол Эстонскую Православную Церковь, а затем приступил и к Украине.

Украинский проект Константинопольского патриарха

На самом деле с вовлечением Константинопольского патриарха в украинские церковные дела создаётся напряженная ситуация для всех, не только для Московского Патриархата.

Так, Римский папа высказал свои опасения в связи с этими событиями. Он прекрасно понимает, что амбиции киевских властей с их политической идеей объединения всех в «Единую Поместную Церковь» затрагивают и подвластную ему униатскую греко-католическую церковь. А это – возможность потенциально потерять около четырех тысяч общин на Украине.

Константинополь, как Рим Второй к XXI столетию от Рождества Христова, как и Рим Старый к X столетию, уверился, что способен на большее, чем в духовной простоте следовать каноническим нормам Вселенского Православия. Стамбульские фанариоты решили, что пора, наконец, и им выходить на «широкий» путь, проложенный католическим Римом. Жажда власти, не удовлетворяемая уже своим положением как одним из многих, и стимулируемая, как говорят, немалыми деньгами и нажимом из мира большой политики, подтолкнула Константинопольский Патриархата на опаснейшие шаги на Украине.

Кому же Константинопольский патриарх будет вручать Томос о самостоятельности на Украине?

Уже сегодня Константинопольский патриарх попал в крутой водоворот церковной смуты.

Уже сейчас его положение незавидно. Митрополит Онуфрий, глава единственной канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), заявил, что не примет Томос из рук Константинополя. Он ему не нужен.

Легаты «нового Восточного папы», посланные на Украину, так и не будут приняты законной церковной властью. А Украинская Православная Церковь Московского патриархата имеет сегодня более 11 тысяч приходов. Это подавляющее большинство верующих на Украине.

Кстати, встает и такой вопрос: а Украинская Православная Церковь в США и Украинская Православная Церковь в Канаде – обе, находящиеся сейчас под управлением Константинополя, – в случае продолжения проекта украинских властей «Единая Поместная церковь» как поведут себя? Останутся ли с Константинополем или со вновь образовавшейся религиозной организацией?

Митрополит Онуфрий. Фото: www.pravoslavie.ru

Не слишком ли рискуют фанариоты из Стамбула, делая столь высокие политические ставки в этой игре?

Рискуют и киевские власти, как это не покажется странным. Пуская на свою территорию константинопольский патриархат, они надеются на то, что Мавр (патриарх Варфоломей) сделает своё дело и тихо удалится. Надежды довольно странные. Зачем Константинополю столь краткие радости? Если Константинополь даст Томос, то он уже не нужен во внутриукраинском процессе. Но стамбульский фанариот хочет и далее контролировать ситуацию и получать свои разнообразные дивиденды из происходящих процессов на Украине.

Думаю, хитрые греки имеют свои планы. И простое дарование самостоятельности некоей «Единой Поместной церкви» на Украине вдохновляет их не в полной мере.

Захочет ли патриарх Варфоломей давать Томос лжепатриарху, раскольнику Филарету (Денисенко)? Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (раскольника Денисенко) – это менее 3 тысяч приходов, и ей ещё только предстоит окончательно объединиться с другой неканонической структурой – Украинской Автокефальной Православной Церковью (так называемые самосвяты), которые имеют на Украине менее тысячи приходов.

Возможно, стамбульские мудрецы предложат своё, временное «покровительство» украинским духовным самостийникам. Но если Константинополь даст представителю неканонического православия свой Томос, то он создаст не раскол в Православии на Украине, а лишь новую религиозную организацию, связанную исключительно с собой. Поскольку с лжепатриархом Филаретом (Денисенко) большинство остальных Поместных Православных церквей не будут входить в евхаристическое общение. Это будет что-то вроде нового униатства, только уже управляемого Константинопольским патриархатом.

Варфоломей I (патриарх Константинопольский). Фото: paparazzza / Shutterstock.com

Возможен и другой путь. Создание альтернативного Митрополиту Онуфрию Синода и постепенное, с помощью киевских властей, выдавливание крупнейшей религиозной организации Украинской Православной Церкви Московского Патриархата с территории украинского государства. При этом неканонических архиереев могут подвергнуть участи, какую уже проходили украинские самостийники в США и Канаде. Их всех перерукополагали греки, а это определенное унижение.

Всё это не может не привести к ещё одному расколу на Украине, теперь уже по религиозному, самому непримиримому принципу.

Выдержит ли такой раскол искусственная украинская государственность? Особенно если раскол будет сопровождаться репрессиями? Вряд ли.
Смолин Михаил