День Николая Чудотворца  празднуется 19 декабря. Церковь вспоминает святого Николая несколько раз в году (22 мая, 11 августа и 19 декабря). Приходящийся на декабрь день памяти святого называется еще «Никола Зимний».

Святитель Николай – один из самых популярных святых, за помощью к которому обращаются даже люди, далекие от Церкви.

С самого раннего детства святой вел жизнь постническую и молитвенную, изучал Священное Писание. Дядя юноши был епископом и, видя стремление своего племянника послужить Богу, вскоре рукоположил его в священники, сделал своим помощником и доверял управление паствой в свое отсутствие.

Вскоре молодой священник отправился в Иерусалим, чтобы пройти по местам, где учил, страдал и воскрес Спаситель. Корабль, на котором находился святой, попал в бурю, но своей молитвой он остановил морские волны и воскресил матроса, упавшего с мачты. После паломничества по Святой Земле святой Николай решил начать отшельническую жизнь, но услышал Божественный голос, повелевший вернуться на родину, где он стал архиепископом.

Неся свое архиерейское служение, святитель Николай оставался таким же простым, доступным, терпеливым и милосердным, как и до принятия высокого сана. Он помогал всем попавшим в беду и незаслуженно оклеветанным. При этом он был непримиримым противником язычества и ересей и участвовал в I Вселенском Соборе, на котором был принят Никейский Символ веры.

Прожив долгую богоугодную жизнь, архиепископ Мир Ликийских святой Николай, названный за свою чудесную помощь Чудотворцем, скончался в середине IV века, и именно день его отхода к Господу отмечается Православной Церковью 19 декабря.

Скорый помощник святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских,чудотворец, прославился как великий угодник Божий, ставший одним из наиболее почитаемых христианских святых в России, да и во всем мире. Его образ — одна из самых распространенных икон, к Николаю Угоднику чаще других обращаются с молитвами простые люди. Во многом поэтому образ святителя подчас в сознании некоторых отрывается от своих христианских корней: «по-своему» его пыталось переосмыслить и древнее языческое сознание, и новое общество потребления, создавшее на его основе рождественского Санта-Клауса. Однако это не может оспорить главного — сам святитель Николай был христианином, твердо стоял в своей вере и прославился именно как христианский святой и подвижник.

Nikolaj-1Он родился в городе Патаре Ликийской области на южном побережье Малоазийского полуострова (территория нынешней Турции).

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Служа Богу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и  пребывая в непрестанной молитве, святой Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим — все свое имение он раздал нищим. Известно, как однажды, узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Сколько всего было таких случаев в жизни Николая — неизвестно, творя милостыню, святитель всегда старался сделать это тайно.

В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор, то есть часть архиерейского облачения. И действительно он был избран епископом Мир Ликийских.

Возведенный в архиерейский сан, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пример кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 — 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал братьев по вере и увещевал их твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина, святитель Николай вернулся к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Он обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов.

По некоторым данным в 325-ом году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры. Существует предание, что на соборе произошел неожиданный случай — кроткий и человеколюбивый Николай ударил якобы известного ересиарха Ария, породившего серьезный раскол среди христиан. По преданию за этот поступок святитель был лишен омофора и посажен под стражу. Однако нескольким священникам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили Николая во епископа, и Собор восстановил святого в сане.
Вернувшись в свою епархию, Николай принес ей мир и благословение.

Спасение моряков Святителем Николаем. (Джентиле да Фабриано, ок. 1425)

Спасение моряков Святителем Николаем. (Джентиле да Фабриано, ок. 1425)

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило ему избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали трое высокопоставленных военных, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, святитель попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал он утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. Картина И. Репина, 1888 г.

Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. Картина И. Репина, 1888 г.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу примерно в 345-351 годах. Его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне. Сегодня известность святителя Николая настолько всемирна, что нет части света, где бы не знали о нем.

Даже буддисты очень высоко ставят образ святителя.
В Китае, в Харбине, когда в этот город после революции перебралось много русских, и они строили в Харбине православные храмы, была знаменитая своими чудесами икона святителя. В специальном киоте она стояла на Харбинском вокзале.
Один китаец попал, рыбача на лодке, в бурю. Лодка утопала, берег был далеко. Неожиданно рыбак вспомнил об иконе и, хотя не знал имени святого, стал кричать:
«Старик вокзала, помоги!»
И был явно чудесным образом спасен.

Два Николая

Полтора века назад известный историк Церкви архимандрит Антонин (Капустин) обнаружил, что древние составители житийных текстов допустили смешение двух житий: Николая Угодника Мирликийского и Николая  Пинарского, который жил двумя столетиями позже, в VI веке.

«Можно дивиться, — писал отец Антонин, — каким образом два лица, оба знаменитые, слились в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ; но отрицать факта нельзя…».

В середине X века один переписчик ошибочно решил, что упоминаемые в разных текстах святитель Николай Мирликийский и Николай Пинарский — это один человек.  Недолго думая, он «дополнил» житие Николая Мирликийского. Из-за этого в нем возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что он посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский.

Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, — это родители Николая Пинарского. Ошибки можно увидеть и на иконах. Стояние младенца в купели, чудеса о кипарисе и об исцелении Нонны. Но все это не умаляет значения святителя Николая и ни в коем случае не отрицает факта его святости. Просто для красного словца ему приписали еще больше, чем он совершил.
Увы, эпизоды из жизни Николая Пинарского до сих пор публикуются в житии Николая Угодника. Однако ученые и Церковь прилагают усилия к тому, чтобы исправить эту оплошность. Так, по благословению покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был издан новый текст жития святителя Николая, подготовленный ученым Александром Бугаевским совместно с архимандритом Владимиром (Зориным).

В нем были не только удалены эпизоды, попавшие в житие святителя по ошибке, но и добавлены некоторые новые факты о нем, которые были обнаружены в старинных текстах.
Литературные достоинства нового жития, а также его научный уровень получили высокую оценку и признание.

На анонсе фрагмент картины Фра Беато Анджелико “Чудо с зерном”

Похитители мощей святого Николая

Благочестивые пираты

Нет такого места на свете, где бы не слышали о Николае Чудотворце. Дети всей Европы ждут от него подарков на Рождество, называя его Санта Клаусом.Но особое отношение к Николаю Чудотворцу у моряков. Житие Святителя описывает случай во время его паломничества в Палестину, когда он, будучи одним из пассажиров корабля, силой своей молитвы остановил жестокую бурю и со свойственной ему любовью воскресил молодого матроса, по неосторожности упавшего с мачты. Этим объясняется то, что мореходы традиционно считают святителя Николая своим Небесным Покровителем.

Даже мощи святого покоятся в старом портовом городе Италии – Бари. Бари возник еще в III веке до Рождества Христова. Уже при римлянах он был крупным морским портом на италийском побережье. Несмотря на то, что с незапамятных времен здесь произрастает виноград и растут оливковые рощи, жизнь Бари была связана, в первую очередь, с морем. И речь не только о рыболовстве и торговле. Как и любой порт, свою свободу и земное благополучие Бари должен был отстаивать с оружием в руках. Ведь желающих захватить этот удобно расположенный на побережье Адриатики город всегда было немало. В IX веке Бари на 20 лет был захвачен арабами и даже стал столицей Барийского эмирата.

Но город нуждался в могущественном Небесном Покровителе, который, прежде всего, защищал бы мореходов и охранял бухту морского порта. Издревле во всем христианском мире покровителем мореходов почитался святитель Николай Чудотворец, мощи которого в то время покоились в городе Миры Ликийские.

Руины храма святителя Николая в Мирах Ликийских (современный г. Демре, Турция)

 

Барийцы мечтали видеть его мощи у себя. Им нужен был заступник на море. Однако владеть мощами святителя Николая было заветной мечтой не только жителей Бари, но и вечных их соперников на море – венецианцев, генуэзцев и жителей Амальфи.

Как же мощи святителя Николая попали в Бари? И почему в гробнице только часть мощей? Сведения об этом дошли до нас из двух основных исторических документов: хроник Никифора и архидиакона Иоанна.

В 1087 году большой, нагруженный торговый корабль покинул порт Бари и направился в Антиохию. В трюме корабля, кроме товара, было достаточно оружия. По дороге корабль зашел в Миры Ликийские, и мореходы под видом купцов провели рекогносцировку местности. В те неспокойные времена Иерусалим уже находился в руках мусульман, и самые разные военные отряды нападали на города и опустошали целые области Византийской империи.

Как только купцы оказались на улицах Мир Ликийских, стало понятно, что их замысел трудно будет осуществить. Город был «наводнен» турками. Они хоронили своего военачальника. Поэтому барийским купцам пришлось возвратиться на корабль ни с чем и уплыть в Антиохию.

Но торговали они там недолго, так как опасались, что как только отряд турок уйдет из Бари, город, скорее всего, некоторое время будет пуст и сможет стать легкой добычей для венецианцев и генуэзцев. Поэтому купцы спешили, и ветер сопутствовал им. Очень быстро они вновь оказались в порту Мир Ликийских.

Действительно, сойдя на берег во второй раз, барийцы находят город практически пустым. Турки покинули его, а местное население укрылось в горах. Только несколько монахов находились в храме, где пребывали мощи святителя Николая.

Руины храма святителя Николая в Мирах Ликийских (современный г. Демре, Турция)

Нам сейчас трудно представить, как все это было в XI веке. Это в наше время мощи почитаемых святых находятся на видном месте, а тогда они зачастую были надежно спрятаны. Поэтому найти храм, посвященный тому или иному святому, вовсе не значило найти его мощи.

Времени у барийцев было немного, в город осторожно возвращалось местное мужское население. Барийцы, уже какое-то время тщетно пытавшиеся найти мощи, начали нервничать. Они схватили нескольких монахов, оказавшихся в храме, связали и начали допрашивать с пристрастием. Возможно, один из мучимых братьев указал место, где находились мощи святителя Николая. Но известно также и то, что один из нападавших, по имени Маттео, проявил смекалку, увидев на полу в одном месте храма прекрасную мозаику. Это место он стал разбивать ломом, и пол поддался быстро. Под ним оказалось пустое пространство, куда и провалился грабитель, прямо в гробницу, обильно наполненную истекавшим от мощей миромВскрикнув от радости, он дал знак своим соратникам, и они, при свете нескольких факелов, начали лихорадочно укладывать мощи в заранее приготовленный для этого небольшой деревянный ящик.

Схватив святые мощи Угодника Божия, его икону и все, что попалось ценного под руку, барийцы спешно направились в порт. Там их отряд встретился с уже начинавшими сбегаться горожанами. Однако перевес оказался на стороне пиратов. Поэтому осиротевшим жителям Мир Ликийских оставалось только, как принято на Востоке, горестно восклицать и воздевать руки к небу. При этом барийские грабители тоже были христианами, и у них тоже было сердце. Они вернули христианской общине Мир Ликийских чудотворную икону.

После этого, с чистой совестью, спешно погрузив мощи на корабль, купцы-разбойники отплыли домой.
В Бари их встретили как героев. И этот день, 22 мая по новому стилю, значится в русском церковном календаре как «Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари».

Мощи святителя Николая были положены в собор, основную их часть сразу же спрятали под огромной плитой. Первое их исследование произошло только в 50-х годах XX века. Но об этом чуть позже.

 

Вторые мощи святителя Николая

Всего лишь спустя 8 лет после описанных событий, в 1095 году папа Урбан II благословляет начало первого Крестового похода.

Венецианцы также решили принять в нем участие. Но они не были бы венецианцами, если бы не пытались при этом преследовать свои цели. В напутственном слове венецианский патриарх Падорадо выразил надежду, что рыцари не только помогут освободить Гроб Господень, но и привезут в Венецию великие святыни, и желательно не только из Иерусалима, но и из Мир Ликийских. Так как мощи Покровителя моряков – cвятителя Николая обязательно должны находиться в Венеции.

Бари

Бари

Как же так? Ведь уже 8 лет мощи cвятителя Николая находятся в Бари, и это всем известно. Скоро об этом бесспорном факте будет упоминаться даже в русских источниках. Неужели в Венеции об этом не знали?

Дело в том, что венецианцы, не без оснований, полагали, что в Бари были перенесены не все мощи cвятителя Николая.

Существовала старая легенда. Византийский император Василий I Македонянин в IX веке уже намеревался перевезти часть мощей cвятителя Николая из Мир Ликийских в Константинополь. Для этого часть мощей отделили и положили в ковчег для транспортировки. Однако этого не произошло.

Поскольку накануне императору явился сам cвятитель Николай и запретил переносить его из Мир Ликийских. Император не решился нарушить наказ почитаемого им святого. Но легенда утверждала, что приготовленная часть мощей cвятителя Николая была надежно спрятана в другом месте храма.

Воодушевленные этой историей крестоносцы выступают в поход. По дороге в Иерусалим они направляются в Миры Ликийские, на поиски оставшихся там мощей cвятителя Николая.

Переодевшись в купеческие одежды, венецианские воины, проводят разведку в городе. Увидев, что жителей не так много, они, тем не менее, осторожничают. И гуляют по улицам как простые путешественники. Никто из жителей не знает, что тайный отряд уже находится в засаде и ждет благоприятного момента для нападения.

Фото pepsiline/www.flickr.com

Бари. Фото pepsiline/www.flickr.com

Когда в храме осталось только четыре охранника, венецианский отряд врывается и начинает искать мощи, переворачивая все вверх дном. Испуганная охрана показывает разбитую гробницу и уверяет захватчиков, что именно оттуда жители Бари уже увезли мощи cвятителя Николая. Но венецианцы им не верят, они начинают пытать стражников. Говорят, один из них несколько раз взывал к жалости епископа Энрико Контарини, сопровождавшего диверсию. Но тот оставался глух к мольбам несчастного.

Однако через некоторое время он отдает приказ остановить пытки.

В благодарность за это один из стражей святыни показывает ему, где находится часть мощей дяди святителя Николая – Николая Патарского и священномученика Феодора. Большая часть венецианского отряда с этими святынями возвращается на корабль.

И, возможно, так и закончилась бы эта история, но несколько наиболее упорных венецианцев задержались в храме.

Если верить неизвестному венецианскому хронисту, они почувствовали в одном месте храма, где находилась фреска святителя Николая, тонкое благоухание.

От измученной стражи они узнали, что именно в этот старый предел по большим праздникам имел обычай заходить епископ Мир Ликийских и служить там литургию. Венецианцы вновь призывают своих товарищей с корабля. Они возвращаются в Церковь и начинают разбирать пол старого церковного предела. Сняв несколько слоев, они обнаружили медный ларец, где и находилась сокрытая императором Василием I часть мощей. На ларце была надпись по-гречески: «здесь почиет великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море». Храм наполнился благоуханием.

Обрадованные венецианцы, в благодарность святому Николаю и в утешение Мирам Ликийским, оставляют епископу города сто монет и малую частицу мощей святителя.

В этом храме на острове Лидо в Венеции они покоятся по сей день. Мощи хранятся в мраморном ковчеге над престолом в алтаре.

Истории эти произошли довольно давно. Но на целые столетия оставался открытым вопрос, у кого же все-таки находятся мощи святителя Николая? Ведь жители Венеции, равно как и жители Бари, на протяжении всех этих столетий уверяли: мощи целиком находятся именно у них. То есть либо в Бари, либо в Венеции.

Эту загадку решились разгадать в в 1953 году в Бари.

С этой целью в качестве главного эксперта для исследования мощей епископом города был приглашен профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино.

Результаты были поразительны, они полностью подтвердили описание обретения мощей Николая Чудотворца, они показали, что многие косточки, тонкие от времени, сильно повреждены из-за неудачного падения на них матроса Маттео.

Но самое поразительное, что официально была подтверждена мироточивость мощей. Тонкие косточки буквально плавали в мире.

Однако, тщательно разложив все косточки по порядку, Луиджи Мартино обнаружил, что значительной части мощей не достает.
Разумеется, первое подозрение о том, где находится вторая часть мощей, пало на Венецию.

Господь подарил долгие годы жизни профессору анатомии Луиджи Мартино, возможно, для того чтобы он завершил начатое в Бари. Ведь только в 1992 году состоялось самое тщательное исследование мощей святителя Николая в Венеции. Открыв ковчег, комиссия увидела множество разных костей, а так же камень черного цвета с надписью на греческом языке: «Мощи святого смиренного Николая».

Когда профессор Мартино тщательно исследовал и сопоставил результаты с ранее полученными в Бари, он пришел к следующему заключению: «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари».
Дальнейшая выписка из заключения комиссии гласит: «…венецианские останки, хотя и имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские».

Теперь все тайное стало явным.

Мы не хотели бы давать оценку описанным событиям. История тем и интересна, что, всматриваясь в ее глубину, можно увидеть особый промысл, который не заметен в реальном времени. Святыни находились на территории бывшей Византийской империи. Этой великой цивилизации сейчас уже нет на карте нашей планеты. И мы знаем, что огромное количество христианских святынь навсегда было потеряно вследствие османских завоеваний. Так, например, навсегда исчезли мощи святого равноапостольного Константина. Они были уничтожены, когда город был взят турками. Уже нет Великой Византии, но есть Турция – страна с многовековой мусульманской культурой. А в итальянские города Бари и Венецию, в христианские храмы к мощам святителя Николая и апостола Марка стекаются тысячи паломников со всего мира.

Материал создан на основе фильма телеканала «Культура» «Неизвестная Европа. Венеция и Бари: или морские разбойники»

Автор сценария и ведущий – Тимофей Китнис

Продюсер – Алла Плоткина

Режиссер – Алексей Пищулин