Сергей Лавров отдал распоряжение вернуть икону, подаренную в Республике Сербской. Причина – официальное требование Украины, утверждающей, что написанная в XVIII веке икона похищена из этой страны. Происходящее, очевидно, часть масштабной провокации против России, созданной спецслужбами Запада и Украины. Но что это за икона и как она могла попасть в центр внимания мировых СМИ?

Во время своего недавнего визита в Боснию и Герцеговину министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился с председателем президиума Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком. Додик подарил Лаврову икону Николая Чудотворца, предположительно написанную в Луганске в XVIII веке. Эта икона в дальнейшем стала поводом для скандала. Украина потребовала от властей Боснии и Герцеговины возвратить икону, якобы похищенную на украинской территории.

То, что всё происходящее, не более чем провокация, было ясно сразу. Однако почему эта провокация стала возможной и как попала в Боснию луганская икона?

Борьба за власть в Боснии против сербов

Украина в данной истории действовала максимально оперативно. Как сообщают информационные агентства, «уже 17 декабря посольство Украины направило в МИД Боснии и Герцеговины ноту с требованием объяснить, почему Лаврову подарили «найденную на оккупированной Россией территории икону». При этом украинские дипломаты потребовали срочно предоставить информацию о реликвии, а также способствовать «немедленному возвращению культурного достояния Украины на родину».

В ноте содержался ультиматум о том, что украинская сторона будет считать:

непредоставление публичного немедленного и однозначного опровержения руководством государства информации о подарке, владении или передаче любым способом культурных, исторических или религиозных ценностей, происходящих с территории Украины, которая временно находится под оккупацией Российской Федерации, поддержкой высшими институтами Боснии и Герцоговины агрессивной политики и военных действий России против Украины, которые уже привели к гибели тысяч граждан Украины.

Боснийский министр иностранных дел Бисера Туркович, мусульманка, заявила, что будет «добиваться возвращения иконы Украине». На следующий день, 18 декабря, только что назначенный главным федеральным прокурором Боснии и Герцеговины Муниб Халилович (тоже представитель мусульманской общины) заявил: «Открыто дело, будут проводиться проверки».

Политические последствия в самой Боснии последовали мгновенно: оппозиция выдвинула требования об отставке Милорада Додика из президиума Боснии и Герцеговины (БиГ) Милорада Додика из-за скандала с подаренной Лаврову луганской иконой. «После всего, что он сделал, единственным правильным шагом будет его отставка, уход с должности, на которой он, очевидно, не знает, как действовать», – сказал Бранислав Боренович, лидер оппозиционной партии «Национал-демократическое движение».

Он не мог получить это произведение искусства законным путём. Очевидно, он сделал это незаконно или купил на нелегальном рынке,

– добавил Драган Мектич, бывший министр безопасности Боснии (цитируем ИА «Красная Весна»).

Происходящее трудно понять иначе, чем хорошо спланированную атаку на Республику Сербскую – одну из трёх автономных частей Боснии и Герцеговины, удивительного государства, у которого нет единого президента, а есть трёхсторонний президиум из представителей сербов, хорватов и боснийцев. Поощряемые Западом мусульмане и хорваты всегда рады выставить сербов неконструктивными, агрессивными и преступными. Однако в данном случае это лишь часть проблемы.

Пути удивительной иконы

Самое главное в произошедшем – попытка Украины унизить Россию, заставив её возвратить икону Николая Чудотворца, которую якобы сначала украли где-то в районе Луганска, а затем доставили в Республику Сербскую и подарили русскому министру иностранных дел.  Смысл действия в том, чтобы как бы «не заметить» существования самостоятельной Луганской Народной Республики.

Украинская сторона доказывает, что это икона, где есть печать УССР. Значит, принадлежит Украине. И тогда Интерпол на основании их данных должен доказать, что это икона с Украины. Не является ли это странным, имея в виду то, что существует ЛНР и что она ведет самостоятельную жизнь, занимается и экспортом, и импортом? И если кто-то на Западе купит уголь (на Донбассе), не получится ли так, что его украли у Украины?

– так комментирует происходящее глава международной организации «Всесербское движение патриотов Отечества и диаспоры РОД» Драган Станоевич. Но что вообще произошло с этой иконой, как она попала к Милораду Додику?

СМИ – иностранные агенты выдвигают несколько версий, которые сводятся к тому, что икону привезли сербскому лидеру непосредственно из районов боевых действий.

Одна из них состоит в том, что якобы икону Додику в ходе визита подарили российские байкеры из клуба «Ночные волки». «Волки» действительно довольно частые гости в Сербии, есть филиал клуба и в столице Республики Сербской Баня-Луке. Однако информации о том, что Милораду Додику дарили такую икону из Донецка, у клуба нет, притом что «Волки» даже участвовали в параде в Баня-Луке.

Радио «Свобода», кроме того, предположило, что батальон сербских добровольцев-четников «Йован Шевич», который воевал в Донбассе,  мог получить от луганских властей эту икону в дар. Источников информации по этому поводу у радио нет, никто из добровольцев её не подтверждает.

За каждого из десятков сербских ополченцев, которые побывали в Донбассе с 2014 года, конечно, отвечать невозможно, но, по крайней мере, известно, что официально руководителям Республики Сербской никто из них эту икону не дарил.

Однако так ли очевидно, что икона попала в Боснию именно из Донбасса и недавно?

Украина заявляет, что икона – её культурное достояние, однако официально не сообщает, где именно хранилась икона до того, как одна была похищена: в каком музее или, может быть, в какой церкви? Или, возможно, она принадлежала частному лицу? И так ли ценно это культурное достояние, что ради него не пожалели дипломатической ноты и международного скандала?

Авторы этих строк обратились за консультацией к экспертам, работающим на легальном рынке антиквариата.

Никаких великих иконописцев в XVIII веке в Луганске и окрестностях не было. Цена такой иконы определяется этим обстоятельством, а также подтверждением её возраста, сохранностью и состоянием оклада. При официальной продаже в России такой иконы её цена могла бы составить до 200 тысяч рублей,

– сообщили нам антиквары, специализирующиеся на работе с легальным (это важно) рынком старинных икон в России.

Их коллеги добавили, что, по имеющимся изображениям, можно высказать известные сомнения как в аутентичности оклада иконы, так и во времени её написания. Не исключено, что речь, на самом деле, идёт о более позднем письме – уже  XIX века. Разумеется, сакральной ценности иконы для верующих эти соображения умалить никак не могут, но речь ведь не о вере, а о государственной собственности на произведение искусства.

В том, что оно когда-то принадлежало Украине, сомнений действительно нет. По сообщению российских информационных агентств, на обратной стороне её есть печать с надписью: «УРСР. Народный комитет образования. Укрнаука. Одесская краевая комиссия».

Кое-что мы можем сказать уже на основании этих данных. Во-первых, печать на икону, по мнению экспертов, поставили не раньше 1937-го и не позже 1946 года. До 1937-го такие обозначения не встречались. В 1946-м Сталин превратил наркоматы в министерства. Итак, в этот период икона находилась на Украине – но не в Луганске и не в Луганской области. Она была далеко оттуда – где-то в Одессе или рядом.

Но  большая часть этого периода приходится на время войны. И более того – на время оккупации Украины. Так, может быть, икона и в самом деле была украдена – только не в последние годы, а ещё во времена Великой Отечественной? Может быть, немцами, может быть, бандеровцами и так начала свое путешествие по Европе? Предположение выглядит логичным хотя бы потому, что украинская сторона не может уточнить, где же хранилась икона до того, как, была похищена.

Однако если после 1946 года икона действительно вернулась на родину в Луганск (и совершенно не известно, где именно там хранилась), то, следовательно, после 2014 года она принадлежала уже ЛНР. Если сейчас следует вести речь о её возвращении кому-то – то Луганской Народной Республике, а вовсе не Украине.

Вишенка на торте лжи

19 декабря, в тот же день, когда Сергей Лавров был вынужден вернуть подарок, боснийское издание Istraga («Расследование») опубликовало материал, в котором утверждается, что икону Додику мог передать российский предприниматель и православный меценат, основатель Царьграда Константин Малофеев. Малофеев икону, по мнению «Расследования», получил с Украины, так как поддерживает борцов за свободу в Луганской Народной Республике.

«Самое интересное в этом вранье то, что это враньё от первого до последнего слова», – говорил симпатичный персонаж Михаила Булгакова. Константин Малофеев высказался проще: «С Милорадом Додиком я знаком, но об этой иконе слышу впервые и никогда такой или похоже иконы ему не дарил», – прокомментировал он ситуацию.

Зачем была сделана попытка «пристегнуть» Малофеева к скандалу?

Драган Станоевич утверждает, что Istraga – это:

портал, который используют западные службы в борьбе против политических врагов. И для дискредитации известных и популярных друзей Сербии, таких как Константин Малофеев… Он известен в сербских патриотических кругах как патриот, меценат, православный деятель, который поддерживает Церковь и православное братство. Малофеев давно у власти БиГ мишень, как и все, кто поддерживает близкие отношения с Республикой Сербской, сербами и Церковью.

Таким образом, речь идёт о кампании, которая бьёт сразу по нескольким целям: Народным Республикам Донбасса, Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины и лично по Мирославу Додику, по Константину Малофееву и по России в целом.

Остаётся надежда на то, что Интерпол в своём расследовании будет беспристрастен и политически не ангажирован.

Автор:
Александр Чаусов, Андрей Перла