Передо мной на письменном столе лежит мой родословный герб. После бегства из СССР и многолетних скитаний но всему свету я случайно нашел его изображение в Буэнос-Айресе у русского инженера, занимающегося геральдикой. Над рыцарским шлемом — пышные страусовые перья, на синем щите — полумесяц внизу, справа и слева — золотые звезды, в верхний полумесяц летит оперенная стрела.

Если вы развернете «Малороссийский герб» Модзалевского на соответствующей странице, то вы узнаете, что этот герб принадлежит потомкам Ивана Юркевича. Род Ивана Юркевича — один из древнейших родов Малороссии. Члены нашего рода знамениты не только ратными подвигами в борьбе с турками и крымскими татарами. Еще больше наш род знаменит успехами на почве русского просвещения. Один из родоначальников рода был ближайшим помощником Киевского митрополита Петра Могилы, первым профессором философии Киевской Академии. А ведь почти все просвещение Малой и Великой России имеет своими истоками Киевскую Академию. Мой предок был один из тех людей, трудами которых строилась общая русская культура. И так было в нашей семье всегда на протяжении веков. Одни участвовали в строительстве русской культуры, другие защищали общерусскую культуру от турецких султанов, крымских ханов и польских королей. Так было до Богдана Хмельницкого; так было на Переяславской Раде, когда один из Юркевичей, взмахивая кривой казацкой саблей, кричал вместе с другими: «Волимь под Царя Московского православного! Волимъ!»

Со времен Петра Могилы до сих пор и до наших дней наш род был активным участником в строительстве русского национального государства! Любовь к Малороссии, к ее историческому прошлому всегда сочеталась с любовью к русскому государству. Были в нашем роду военные, были философы, были скромные незаметные труженики, но никогда не было сторонников отделения Малороссии от России.

Профессор Московского Университета П.Юркевич был одним из яростных борцов с материалистической философией. Недаром Ленин в своих книгах с такой яростью обрушивался на него. Мой отец, директор учительской семинарии, уехал с Колчаком в Сибирь и погиб в Чите. Мои двоюродные братья, морские офицеры, все приняли активное участие против большевиков. Ни Петлюра, ни Скоропадский не соблазнили их, они чувствовали себя русскими и боролись не против русских, а против большевиков. Один из двоюродных братьев поднят на штыки в бою под Киевом, другие эмигрировали из Крыма с Врангелем. Когда я оказался за границей, то нашел за рубежом гораздо больше родственников, чем у меня было в России.

Рассказываю я все это к тому, чтобы доказать, что как потомок древнего малороссийского рода, как потомок одного из творцов малороссийской и русской культуры имею право обсуждать будущее Украины не меньше, а больше, чем все нынешние деятели украинских сепаратистов, гнушающиеся неизвестно почему именем малороссов. Обуреваемые свирепой злобой ко всему «москальскому», эти люди совершенно не знают ни подлинной истории своего народа, ни происхождения слов «малоросс», «Малороссия», «украинец» и «Украина».

«Украинцам» почему-то не нравится слово «малоросс». Не нравится и слово «Малороссия». А ведь эти слова придуманы вовсе не «москалями», а жителями Червонной Руси. Этими словами широко пользуется Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном Универсале в 1648 году.

«…Вам всем обще Малороссиянам о том доносить…» «Кому из вас любима целость отчизны вашей Украины Малороссийской…» В письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, написанном 3 января 1654 года, мы находим следующие строки: «А замысел вашь добь удаться и буде а всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию Великодержавнейшаго и Пресветлейшаго монарха Российского, заслушны быть признаемъ и даемо нашу войсковую вамь параду, а быстё того дела не оставляли и оное кончили, яку наилучший полъзе отчизне Малороссийской». Термин Малая Русь, Малороссия возник в 1335 году, когда «москали» все, Московское Княжество, как и другие, было под татарским игом. Малороссею, Малой Русью назвал княжество Галицкое и Волынское князь Юрий Второй. И Юрий Второй назвал себя «князем всея Малая Россия». «Москали» к созданию названия «Малороссия» не имеют никакого отношения. В последнее время этот термин был достоянием только поэзии да царского титула. А все — и жители Малой Руси, как и Большой, — одинаково считали себя русскими.

Ничего, конечно, обидного в названии «Малая Русь» или «Малороссия» нет. В одном из номеров «Владимирского Листка», издающегося в Бразилии, мы находим следующую справку о происхождений названия «Малая Русь»: «Малыми в истории назывались страны, откуда выходил народ — его национальная колыбель. Великими — центр территориального завершения государственной консолидации или колонии, достигшие особенно пышного расцвета, богатства и могущества. Отсюда — Малая Греция (Афины) и Великая Греция (Эллада), великая Италия (после Рима), Малая Польша (Краков) и Великая Польша (Варшава), Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва)». Как видим, пишет автор той справки Семен Витязевский, имя «Малороссия» или «Малая Русь» не содержит в себе ничего обидного или позорного для обитателей юга России. Малороссией называется колыбель русского народа; недаром Киев — «мать городов русских», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтении, скорее является более почетным, чем «великоросс», ибо оно означает дословно: малоросс — первый русский, самый древний в своем генеалогическом корне, в прямой его линии.

Наименование нашего народа русским известно с глубочайшей древности… «Мы — единый русский народ!» Малороссия — есть понятие племенное. Украина обозначает не что иное, как окраину, окраинные земли государства. Кто хоть немного знаком с историей русского государства, с документами, написанными в то время, когда о наших сепаратистах слыхом не было слышно, когда ни о каком «украинском народе» ни один человек не слыхал, тот знает, что в этих старинных государственных бумагах часто употребляются следующие выражения: Рязанская Украина, Воронежская Украина, Курская Украина, Сибирская Украина. В старинной песне сибирских землепроходцев, сложённой во времена, когда Ерофей Хабаров завоевывал Амур, поется: «Как во Сибирской во Украине Да во Даурской стороне…» Из песни, как известно, — особенно из старинной, — слов не выкинешь.

Как, интересно, современные сепаратисты объяснят эти слова? Ведь в то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означало просто окраинная Сибирская земля. Малороссию, конечно, можно называть Украиной, а малороссов украинцами. И Киев, в случае удачи, сепаратисты могут переименовать, конечно, в Скоропадск, Петлюровск или Бендеровск. Но от этого Киев не перестанет быть Киевом, матерью городов русских. Малороссия — есть древнее первоначальное название определенной части России. И отказываться нам, малороссам, от исторического имени своей Родины нет никакого смысла. Сепаратисты же могут называть себя как угодно. Эти люди, хотя и носят название «панов-профессоров» и «панов-магистров», не дают себе отчета, что собственно обозначает слово Украина и что Малороссия.

Да, я малоросс. Я первый русский, самый древний русский. Может быть, мой предок во время Игоря прибил свой щит на воротах Царьграда. С какой стати я буду менять истинное имя своих предков на новое, которое выдумали основатели сепаратизма? С какой стати я буду считать москалей врагами, московскую культуру враждебной, когда вся московская культура тонким ручейком вытекла из древней Киевской Академии и когда один из Юркевичей был первым малороссийским и русским философом.

Не для того мои предки складывали свои чубатые головы в боях с турками, татарами и поляками, погибали на каторжных галерах в Турции, в подземельях польских замков, не для того они дрались под Полтавой на стороне Петра, а позже сражались на Бородинском поле, чтобы потомки их в тяжелую годину для России отказались от всего национального наследства своих предков. Во имя чего это делать? Во имя того, чтобы иметь возможность стать помощником пана-министра в бутафорской Украине, игрушкой враждебных России политических сил? Да здравствует Малороссия — древняя прародина великой России, обливающаяся нынче кровью в объятиях интернационального большевизма! Я прожил под властью большевиков двадцать четыре года и не видел национальной вражды малороссов к «москалям». И когда грянет великая война против большевиков, под знамена Российской Освободительной Армии соберутся все верные сыны России: великороссы, малороссы, белоруссы, грузины, татары, армяне — все кто хочет быть сыном свободной великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. И первая наша пуля и первый удар саблей будет по головам большевиков, а вторая пуля, второй удар саблей будет по агентам иностранных разведок, мечтающих стать министрами государств, не зависящих от «москалей», но зависящих от иностранцев. Мы, малороссы, вовсе не желаем быть игрушкой в руках чуждых нам по религии и культуре «панов-магистров» и «панов-профессоров», находящихся на содержании иностранных разведок.

Справка: Борис ЮРКЕВИЧ. Писал под псевдонимом Борис Башилов (1908-1970) — русский эмигрантский политический публицист. Текст впервые появился в русском бразильском журнале «Владимирский Листок» в 1952 году.


В старо-российской орфографии:

Б. Юркевичъ — «Малороссы мы или украинцы»

Если вы развернете «Малороссійскій гербъ» Модзалевскаго на соотвѣтствующей страницѣ, то вы узнаете, что этотъ гербъ принадлежитъ потомкамъ Ивана ​Юркевича​. Родъ Ивана ​Юркевича​ — одинъ изъ Древнѣйшихъ родовъ ​Малороссіи​. Члены нашего рода знамениты не только ратными подвигами въ борьбѣ съ турками и крымскими татарами. Еще больше нашъ родъ знаменитъ успѣхами на почвѣ Русскаго Просвѣщенія. Одинъ изъ родоначальниковъ рода былъ ближайшимъ помощникомъ Кіевскаго митрополита Петра Могилы, первымъ профессоромъ философіи Кіевской Академіи. А вѣдь почти ​всё​ Просвѣщеніе Малой и Великой Россіи имѣетъ своими истоками Кіевскую Академію. Мой предокъ былъ одинъ изъ тѣхъ ​лю​дей​, трудами которыхъ строилась общая Русская Культура. И такъ было въ нашей семьѣ всегда на протяженіи вѣковъ. ​Одни​ участвовали въ строительствѣ Русской Культуры, другіе защищали ​обще​-русскую Культуру отъ турецкихъ султановъ, крымскихъ хановъ и польскихъ королей. Такъ было до Богдана Хмельницкаго; такъ было на Переяславской ​Радѣ​, когда одинъ изъ ​Юркевичей​, взмахивая кривой казацкой саблей, кричалъ вмѣстѣ съ другими: «​Волимь​ подъ Царя Московскаго Православнаго! ​Волимъ​!».

Со временъ Петра Могилы до сихъ поръ и до нашихъ дней нашъ родъ былъ активнымъ участникомъ въ строительствѣ Русскаго національнаго государства! Любовь къ ​Малороссіи​, къ ​ея​ историческому прошлому всегда сочеталась съ любовью къ Русскому государству. Были въ нашемъ роду ​военные​, были философы, были ​скромные​ не​замѣтные​ труженики, но никогда не было сторонниковъ отдѣленія ​Малороссіи​ отъ Россіи.

Профессоръ Московскаго Университета П.​Юркевичъ​ былъ однимъ изъ яростныхъ борцовъ съ матеріалистической философіей. Недаромъ Ленинъ въ своихъ книгахъ съ такой яростью обрушивался на него. Мой ​отецъ​, директоръ учительской семинаріи, уѣхалъ съ ​Колчакомъ​ въ Сибирь и погибъ въ Читѣ. Мои ​двоюродные​ братья, ​морскіе​ офицеры, ​всѣ​ приняли активное участіе противъ большевиковъ. Ни ​Петлюра​, ни Скоропадскій не соблазнили ихъ, ​они​ чувствовали себя русскими и боролись не противъ Русскихъ, а противъ большевиковъ. Одинъ изъ двоюродныхъ братьевъ поднятъ на штыки въ бою подъ Кіевомъ, другіе эмигрировали изъ Крыма съ П. Врангелемъ. Когда я оказался за границей, то нашелъ за рубежомъ гораздо больше родственниковъ, ​чѣмъ​ у меня было въ ​Совѣцкой​ Россіи…

Разсказываю я ​всё​ это къ тому, чтобы доказать, что какъ потомокъ Древняго Малороссійскаго рода, какъ потомокъ одного изъ творцовъ малороссійской и русской Культуры имѣю право обсуждать будущее Украины не меньше, а больше, ​чѣмъ​ ​всѣ​ нынѣшніе дѣятели украинскихъ сепаратистовъ, гнушающіеся неизвѣстно почему именемъ малороссовъ. ​Обуреваемые​ свирѣпой злобой ко всему «​москальскому​», ​эти​ люди совершенно не знаютъ ни подлинной исторіи своего народа, ни происхожденія словъ «малороссъ», «​Малороссія​», «украинецъ» и «Украина»…

«Украинцамъ» почему-то не нравится слово «малороссъ». Не нравится и слово «​Малороссія​». А вѣдь ​этѣ​ слова придуманы вовсе не «москалями», а жителями Червонной Руси… Этими словами широко пользуется Богданъ Хмельницкій въ своемъ Белоцерковномъ Универсалѣ въ 1648 году.

«…Вамъ ​всѣмъ​ ​обще​ Малороссіянамъ о томъ доносить…» «Кому изъ васъ любима цѣлость Отчизны вашей Украины Малороссійской…» Въ письмѣ Запорожской Сѣчи къ Богдану Хмельницкому, написанномъ 3 Января 1654 года, мы находимъ ​слѣдующія​ строки: «А замыселъ ​вашъ добь​ удаться и буде а всѣмъ народамъ малороссійскимъ по обѣимъ сторонамъ Днѣпра ​будучимъ​, подъ протекцію Великодержавнѣйшего и Пресвѣтлѣйшего Монарха Россійскаго, ​заслушны​ быть признаемъ и ​даемо​ нашу войсковую ​вамь​ параду, а быстрѣе того дѣла не оставляли и оное кончили, яку наилучшій ​полъзе​ отчизнѣ Малороссійской». Терминъ Малая Русь, ​Малороссія​ возникъ въ 1335 году, когда «москали» ​всѣ​, Московское Княжество, какъ и другіе, было подъ татарскимъ Игомъ… ​Малороссею​, Малой Русью назвалъ княжество ​Галицкое​ и Волынское князь Юрій Второй. И Юрій Второй назвалъ себя «княземъ всея Малая Россія». «Москали» къ созданію названія «​Малороссія​» не имѣютъ никакого отношенія. Въ послѣднее время этотъ теръ- минъ былъ достояніемъ только поэзіи да царскаго титула. А ​всѣ​ — и жители Малой Руси, какъ и Большой, — одинаково считали себя Русскими…

Ничего, конечно, обиднаго въ названіи «Малая Русь» или «​Малороссія​» нѣтъ. Въ одномъ изъ номеровъ «Владимірскаго Листка», ​издающагося​ въ Бразиліи, мы находимъ слѣдующую справку о происхожденіи названія «Малая Русь»: «Малыми въ Исторіи назывались страны, откуда выходилъ народъ — его НАЦІОНАЛЬНАЯ КОЛЫБЕЛЬ. Великими — центръ территоріальнаго завершенія государственной консолидаціи или колоніи, ​достигшія​ особенно пышнаго расцвѣта, богатства и могущества. Отсюда — Малая Греція (Аѳины) и Великая Греція (​Эллада​), великая Италія (послѣ Рима), Малая Польша (Краковъ) и Великая Польша (Варшава), Малая Россія (Кіевъ) и Великая Россія (Москва)». Какъ видимъ, пишетъ авторъ той справки Семенъ Витязевскій, имя «​Малороссія​» или «Малая Русь» не содержитъ въ себѣ ничего обиднаго или позорнаго для обитателей юга Россіи. ​Малороссіей​ называется колыбель Русскаго Народа; недаромъ Кіевъ — «Мать городовъ Русскихъ», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтеніи, скорѣе является болѣе почетнымъ, ​чѣмъ​ «великороссъ», ибо оно означаетъ дословно: малороссъ — первый Русскій, самый древній въ своемъ генеалогическомъ корнѣ, въ прямой его линіи…

Наименованіе нашего Народа русскимъ извѣстно съ глубочайшей древности… «Мы ​—​ единый Русскій народъ!» ​Малороссія​ — ​есть​ понятіе племенное. Украина обозначаетъ не что иное, какъ окраину, ​окраинныя​ земли Государства. Кто хоть немного знакомъ съ исторіей Русскаго государства, съ документами, написанными въ то время, когда о нашихъ сепаратистахъ слыхомъ не было слышно, когда ни о какомъ «украинскомъ Народѣ» ни одинъ человѣкъ не слыхалъ, тотъ знаетъ, что въ этихъ старинныхъ государственныхъ бумагахъ часто употребляются ​слѣдующія​ выраженія: Рязанская Украина, Воронежская Украина, Курская Украина, Сибирская Украина. Въ старинной пѣснѣ сибирскихъ землепроходцевъ, сложенной во времена, когда Ерофей ​Хабаровъ​ завоевывалъ Амуръ, поется: «Какъ во Сибирской во Украинѣ да во Даурской сторонѣ…» Изъ пѣсни, какъ извѣстно, — особенно изъ старинной, — словъ не выкинешь.

Какъ, интересно, ​современные​ сепаратисты объяснятъ ​этѣ​ слова? Вѣдь въ то время никакихъ украинцевъ въ ​Дауріи​ не жило. А Сибирская Украина означало просто окраинная Сибирская земля… ​Малороссію​, конечно, можно называть Украиной, а малороссовъ украинцами. И Кіевъ, въ случаѣ удачи, сепаратисты могутъ переименовать, конечно, въ Скоропадскъ, ​Петлюровскъ​ или Бендеровскъ. Но отъ этого Кіевъ не перестанетъ быть Кіевомъ, Матерью городовъ Русскихъ. ​Малороссія​ — ​есть​ ​древнее​ первоначальное названіе опредѣленной части Россіи. И отказываться намъ, малороссамъ, отъ историческаго имени своей Родины нѣтъ никакого смысла… Сепаратисты же могутъ называть себя какъ угодно. ​Эти​ люди, хотя и носятъ названіе «пановъ-профессоровъ» и «пановъ-магистровъ», не даютъ себѣ отчета, что собственно обозначаетъ слово Украина и что ​Малороссія​…

Да, я малороссъ. Я первый Русскій, самый древній Русскій. Можетъ быть, мой предокъ во время Игоря прибилъ свой щитъ на воротахъ Царьграда. Съ какой стати я буду мѣнять истинное имя своихъ предковъ на новое, которое ВЫДУМАЛИ основатели сепаратизма? Съ какой стати я буду считать москалей врагами, московскую культуру враждебной, когда вся московская Культура тонкимъ ручейкомъ вытекла изъ ​древней​ Кіевской Академіи и когда одинъ изъ ​Юркевичей​ былъ первымъ Малороссійскимъ и Русскимъ философомъ.

Не для того мои предки складывали свои ​чубатыя​ головы въ бояхъ съ турками, татарами и поляками, погибали на каторжныхъ галерахъ въ Турціи, въ подземельяхъ польскихъ замковъ, не для того ​они​ дрались подъ Полтавой на сторонѣ Петра противъ шведовъ, а позже сражались на Бородинскомъ ​полѣ​, чтобы потомки ихъ въ тяжелую годину для Россіи отказались отъ всего національнаго наслѣдства своихъ предковъ. Во имя чего это дѣлать? Во имя того, чтобы имѣть возможность стать помощникомъ пана-министра въ бутафорской Украинѣ, игрушкой враждебныхъ Россіи политическихъ силъ? Да здравствуетъ ​Малороссія​ — древняя прародина Великой Россіи, обливающаяся нынче кровью въ объятіяхъ интернаціональнаго большевизма! Я прожилъ подъ властью большевиковъ двадцать четыре года и не видѣлъ національной вражды малороссовъ къ «москалямъ». И когда грянетъ Великая война противъ большевиковъ, подъ знамена Россійской Освободительной Арміи соберутся ​всѣ​ ​вѣрные​ сыны Россіи: великороссы, малороссы, ​белоруссы​, грузины, татары, армяне — ​всѣ​ кто хочетъ быть сыномъ свободной Великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. И первая наша пуля и первый ударъ саблей будетъ по головамъ большевиковъ, а вторая пуля, второй ударъ саблей будетъ по агентамъ иностранныхъ развѣдокъ, мечтающихъ стать министрами государствъ, не зависящихъ отъ «москалей», но зависящихъ отъ иностранцевъ. Мы, малороссы, вовсе не желаемъ быть игрушкой въ рукахъ чуждыхъ намъ по Религіи и Культурѣ «пановъ-магистровъ» и «пановъ-профессоровъ», находящихся на содержаніи иностранныхъ развѣдокъ…

БОРИСЪ ​ЮРКЕВИЧЪ​

Прим.: Писалъ подъ псевдонимомъ Борисъ ​Башиловъ​ (1908-1970) — русскій эмигрантскій политическій публицистъ. Текстъ впервые появился въ русскомъ бразильскомъ журналѣ «Владимірскій Листокъ» въ 1952 году. Прекрасный историкъ, соратникъ И.л. Солоневича. Были и у него ошибки и заблужденія, но онъ перерасталъ самъ себя и всегда выбиралъ правду