Разве плохо, если кто-то за свой счёт построит детям вот такую или похожую на неё игровую площадку в одном из дворов? Ведь лучше её иметь, чем не иметь, не так ли?
«И было к нему слово Господне…»
Третья Книга Царств, 17:2

Люди и история. Судя по отзывам читателей нашего сайта, им понравились предыдущие материалы о пиаре в России 90-ых, так как они приоткрывают дверь в мир, мало кому из них знакомый, мир профессиональных пиарщиков, которые, выступая посредниками между властью и народом, зачастую и есть та самая «абсолютная власть», о которой очень хороший телесериал сняли англичане. И сегодня наш рассказ о событиях, связанных с пиар-работой тех далёких дней продолжится. Естественно, что я могу рассказать лишь о том, что мне известно и может быть, так или иначе, подтверждено. Обо всём, что выше моей компетенции, я, понятное дело, рассказывать не могу. Так что придётся нашим читателям ограничиться только региональным уровнем. Впрочем, и на нём было немало интересного…

Все знают, что власть нередко проще взять, чем потом удержать? И вот в одной из областей выбранный народом губернатор пошёл на перевыборы. Много он всего в области сделал, так что народ, в принципе, был за него и на второй срок. Но… хотелось поддержки на местах. Чтобы главы районных администраций активно за него агитировали, а главное, чтобы они это делали искренне и с душой. И такое возможно, что ты хороший артист (но какие из районных администраторов артисты?), или… умелый интеллектуал, поднаторевший в оруэлловском двоемыслии (вот только Оруэлла никто из глав тамошних администраций не читал!). Закручинился губернатор, но тут ему на помощь пришла одна московская фирма. Пришла, но потребовала помощи от местного университета, где специальность «связи с общественностью» к тому времени уже преподавали. Отобрали несколько девушек, на которых было особенно приятно смотреть, одели в белый верх и чёрный низ, и, снабдив соответствующими инструкциями, отправили на «работу».

А заключалась их работа в том, чтобы… взять у всех глав районов интервью. Слушать не перебивая, временами вставляя – «Ах, Ох, это надо же, как вы интересно рассказываете, неужели так и было…». Диктофоны запрещались, но записывать в блокноты разрешалось, причём нужно было из всего сказанного выбрать 2-3 запоминающихся предложения. И всё!

И вот в назначенный день главам администраций начали звонить от имени губернатора. «Вы выбраны в качестве лидера мнений! Поэтому к вам направлен интервьюер, чтобы взять у вас интервью!». Для какого-нибудь там Мухосарайского района, что в 100 километрах от областного центра, такое событие – это «из ряда вон». Главы лично встречали машину губернатора, вели девушек обедать даром и разве что сами не подавали им на стол!

А потом – «меня ни для кого нет, у меня интервьюер от губернатора!» – и два, а то и три часа шла у них беседа, за время которой все главы получили ни с чем несравнимое удовольствие. Их таких слушает такая девушка, его мнение ценит сам губернатор, он «лидер мнений»! Это тебе не твои присные, надоевшие до предела, и не жена – старый боевой товарищ, старый во всех отношениях. Тут тебе… «такое»!

А потом девушки вернулись, сдали по 2-3 предложения, все они были записаны, и… через какое-то время уже сам губернатор начал обзванивать всех глав и благодарить за содействие. При этом так, невзначай, ввёртывались эти предложения, мол, мне в твоём интервью понравилось вот это и это, что совершенно убеждало человека на том конце телефонного провода в том, что… «губернатор его интервью читал». Ну а потом, так же невзначай, губернатор говорил о том, что он рассчитывает на его поддержку на выборах, ведь «кто же ему так поможет, как не он…».

И, отрабатывая полученное удовольствие и чувство возросшей собственной значимости, главы старались вовсю. Совершенно искренне агитировали не за страх, а за совесть. И направляло их к этому подсознание: лишь бы ещё раз такую девушку увидеть, лишь бы ещё раз такое пережить! Надо ли говорить, что губернатора успешно переизбрали, и он ещё много всего хорошего сделал для своей области, хотя, как говорят, и себя не забывал.

Некоторые из читателей просили рассказать о том, как в Законодательное собрание регионов попадали в 90-ые годы бизнесмены. Все знают, что переписывали весь свой бизнес на жену и детей, но деньги с него получали и на них-то и выбирались. Но всё-таки как именно это происходило?

А происходило это так. Один бизнесмен решил «пойти во власть». Приехал в региональный вуз, нашёл известного преподавателя ПР, да и предложил оказать ему помощь при избрании. Сам преподаватель помогать ему не стал, но порекомендовал толковую студентку. И сошлись они на том, что если его выберут, то он оплатит ей двухнедельный отдых в Турции.

Готовиться к выборам начали чуть ли не за год. По её рекомендации в нескольких районах города бизнесменом были построены детские площадки, в которых было много ярко-красных, заметных издали деталей, и на каждой была табличка с его ФИО, телефоном и надписью – «Окажем помощь матерям бесплатно». Создали штаб, который как раз и занимался вопросами такой помощи. Причём если помощь оказать не удавалось, мамочкам говорили, что… человек-то не во власти, это всё на общественных началах, поэтому он может не всё. Вот если его выберут… то тогда…

Кстати, отметим, что оказание помощи городу и различным его учреждениям – очень хороший способ заявить о себе. В частности, в одном из российских городов в зоопарке в очень плохом состоянии был «совятник» – вольер для сов. По совету одного пиармена один местный банк не только отремонтировал этот совятник, но и покрасил его в свои корпоративные цвета (то есть сделал их более узнаваемыми, поскольку зоопарк – место чрезвычайно посещаемое). Кроме того, на нём же была укреплена и табличка, что, мол, совятник восстановлен банком таким-то – телефон, е-майл – обращайтесь! И, кстати, в этом же зоопарке студенты местного университета шествуют над чёрными лебедями, о чём там тоже имеется надпись. Какой в этом смысл? Ну, прежде всего в этом есть польза для самих лебедей, жителей города, а ещё это хорошее напоминание о том, что есть такой университет и его студенты помогают городу. Мелочь – а приятно!

В общем, уже одно это строительство площадок позволило сформировать целый пакет добровольных, причём бесплатных активисток, только и мечтавших, чтобы его избрали. А потом к ним присоединились и многочисленные бабушки из домов призрения, причём произошло это весьма забавным образом.

Собрался он как-то на встречу в дом престарелых, вызвал девушку-студентку (мол, это мой секретарь и доверенное лицо – «понты есть понты»!), а она ему и говорит: «Это вы так ехать к бабушкам собираетесь?» – «А что?» – «Да ничего, просто часы «Сейко» с руки надо снять, костюм надеть тот, в котором вас жена заставляет выносить мусор, рубашка – клетчатая, галстук – мятый, кожаное пальто за 20 тыс. снять, надеть что-нибудь советского времени, и поедем мы на вашем «лендровере», а на… обычном городском троллейбусе».

«Так они же решат, что я бедный, как же я им тогда помогу, если у меня ничего нет?» – изумился кандидат в депутаты. Но девушка сумела его убедить, что он не прав. «Образ – всё, доходы – ничто!».

Приезжают, вид у депутата самый вахлацкий, но встречают его бабушки с песнями и плясками, подносят хлеб-соль и говорят, что они установили пост у окна и смотрели, в каком виде он приедет. «А то приезжал тут к нам один… жук… машина чёрная, сам весь чёрный. Так что мы его и на порог-то не пустили! А ты, мил человек, видать, свой».

Напоили бабушки «своего человека» чаем с крендельками и попросили прибавить им пенсию. «Это федеральный уровень, – начал объяснять кандидат, – это не в моей власти! Я вот могу вам асфальт во дворе положить, на Новый год привезу машину мандаринов». И этого оказалось вполне достаточно.

Вышли они от бабушек, задумался «свой человек» и говорит девушке: «Это вот так вас в вашем университете учат?» – «Да, так!». Ну и закончилось всё это тем, что его выбрали. Всё правильно человек делал, потому что нет хорошего пиара без хорошего события, а много хороших событий – это всегда хорошая молва о ком-то или о чём-то, а именно хорошая молва как раз и является главной целью пиар-работы.

Причём следует помнить, что мелочей в этой работе не бывает. Но о конкретных приёмах подобной работы мы расскажем как-нибудь в следующий раз…

Продолжение следует…