На линии соприкосновения на Донбассе продолжается затишье, которому на следующей неделе исполнится два месяца. Однако пока никто не может предсказать, как долго будет продолжаться тишина – украинская сторона демонстрирует все признаки того, что в любой момент перемирие может быть окончено.

ВСУ упорно продолжают вести строительные работы, обустраивая новые позиции, продвигаясь потихоньку в «серую зону». При этом в штабе ООС не обращают никакого внимания ни на предупреждения и угрозы со стороны руководства ДНР, ни на выдвигаемые ультиматумы. Работы ведутся не только в районе посёлка Шумы под Горловкой (именно в связи с укреплением позиций в Шумах был выдвинут главой ДНР Денисом Пушилиным ультиматум ВСУ), но и в других местах, в частности в районе посёлка Широкино, под Мариуполем, да и практически по всей линии фронта. И хотя вряд ли украинская сторона планирует наступление, однако явно пытается использовать тишину для подготовки своих позиций к длительной обороне и к зиме.

К тому же провокации со стороны ВСУ продолжаются, так же как и снайперские обстрелы, хотя их запрет был чётко прописан в Соглашении о перемирии. Как, впрочем, и запрет на инженерные работы, особенно в «серой зоне».

В последние дни такие «тревожащие» обстрелы-провокации стали случаться всё чаще: то беспилотник вражеский залетит на территорию Республик, то обстреляют неприцельно жилые кварталы из стрелкового оружия. По мнению военных, такое обострение может быть связано с тем, что происходит сейчас в Белоруссии.

«Обострение на территории Донбасса происходит на фоне сложной ситуации в Белоруссии. Всё делается для того, чтобы отвлечь внимание, в том числе России. И Украина служит средством для этой цели. В последние дни зафиксированы обстрелы на участке фронта вблизи Золотого. Сначала враг применил трассирующую пулю для поджога травы, а затем открыл огонь из стрелкового оружия»,

– отмечает офицер Народной милиции ДНР Александр Матюшин (позывной Варяг).

По мнению военного журналиста из Донецка Марины Харьковой, в Донбассе все хорошо понимают – перемирие может закончиться в любую минуту, это всё уже было много раз. Единственное отличие сегодняшнего перемирия – это то, что длится оно почти два месяца.

«Все мы прекрасно понимаем, что в любой момент обманчивая тишина может внезапно взорваться новым обострением ситуации, так как в этом сценарии мы безнадёжно существуем седьмой год подряд. Все действия украинской стороны свидетельствуют о том, что войну сворачивать она не собирается и факты, доказывающие это, на поверхности»,

– комментирует она ситуацию на линии фронта.

Что касается требований Донецка уничтожить все построенные после 22 июля 2020 года новые позиции украинскими военными, в среду, 16 сентября, украинская сторона на очередном заседании ТКГ дала понять – не будет никаких совместных инспекций на украинские позиции, не будет никаких отчётов украинской стороны.

Очередное заседание Трёхсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе, которое вновь прошло в режиме видео-конференции, не принесло ощутимых результатов.

«Де-факто официальный Киев продолжает блокировать полноценную работу по всем направлениям. К сожалению, украинская сторона никак не может усвоить базовый принцип: Минские соглашения – это единый комплексный документ, а не меню, из которого можно выбрать только желаемое. До сих пор 50 из 51 человека, переданных украинской стороной в рамках предыдущих обменов, лишены прав и свобод, так как до сих пор официальный Киев не завершил все необходимые для восстановления этих прав процессуальные процедуры, по которым взял обязательства. Нельзя что-то одно выполнить, что-то другое не выполнить, что-то третье вообще перечеркнуть, например заблокировать социальные выплаты, но требовать оплату за воду»,

– говорится в заявлении МИД ДНР по итогам переговоров.

Представители Республик Донбасса вновь напомнили о необходимости внести изменения в постановление Верховной Рады о местных выборах, без чего не может быть продолжения переговоров ни по политическим, ни по гуманитарным или экономическим вопросам. А время на изменения постановления уходит, очень скоро их внести будет невозможно.

Однако представители украинской делегации заявили, что от них лично ничего не зависит.

«Тем не менее без пересмотра постановления Рады принятие других решений становится невозможным. Постановление Рады ставит под сомнение базовые принципы, заложенные в Минские соглашения. Ставится под сомнение закрепление в Конституции «особого статуса» республик. Кроме того, говорится о восстановлении  «украинского правопорядка» до выборов, т. е., по сути, о захвате территории республик украинскими силовиками. Приняв такое постановление украинская Рада игнорирует обязательство принимать все условия проведения выборов только по согласованию с представителями республик»,

– считает полпред ЛНР в ТКГ Родион Мирошник.

По словам полномочного представителя Российской Федерации в ТКГ Бориса Грызлова, на заседании ТКГ Украина «фактически дезавуировала соглашение о дополнительных мерах по контролю за перемирием в Донбассе, и теперь весь комплекс таких мер придётся обсуждать заново».

«Мы с трудом добились подписания дополнительных мер по усилению режима прекращения огня. Киев снова отказался от совместной инспекции. Заявленная позиция Украины только подтверждает наличие нарушений с её стороны»,

– отметил Грызлов.

Ну а пока украинская делегация старательно тянет время, создавая постоянные помехи в переговорном процессе, а глава этой делегации Леонид Кравчук рапортует президенту: «Мы на пути в Берлин!», на линии соприкосновения активизировалась украинская авиация, о чём с тревогой сообщают социальные сети.

16 сентября военные вертолёты постоянно летали по маршруту Днепропетровск – Красноармейск – Днепропетровск. Жители зоны ООС уже приготовились к началу боевых действий. Как оказалось, вертолёты были медицинской службы и перевозили заражённых коронавирусом украинских военных в госпиталь Днепропетровска.

Командование ООС изо всех сил пыталось скрыть вспышку COVID-19 на линии соприкосновения, однако очаг коронавируса стал настолько большим, что скрывать его стало невозможно.

«Зона ООС – это закрытая территория, где можно скрывать любую информацию, как о грабежах и мародёрстве, так и о небоевых потерях и эпидемии. То, что она вышла за пределы зоны ООС и началась эвакуация заражённых, демонстрирует только одно – число заболевших катастрофическое. По нашей информации, в операции по эвакуации принимают участие не только вертолёты, но и самолёты. В самом Красноармейске два дня назад от COVID-19 умерли несколько врачей. В Димитрове инфекционная больница переполнена, власти готовятся перекрыть автобусное сообщение в эти города, выставляются усиленные блокпосты, чтобы обеспечить строгий режим изоляции»,

– сообщает военный корреспондент Семён Пегов.

Седьмая военная осень на Донбассе…

Полина СУДОПЛАТОВА