Русский мир, границы которого простираются далеко за пределы российского государства, является пространством наших жизненных интересов

Само это понятие трактуется очень широко, но все сходятся в том, что речь идет о языковой и культурной общности людей, проживающих в разных странах, но считающих русскую культуру родной для себя. Базовый элемент русского мира – нравственные ценности, определяющие отношение человека к главным вопросам бытия: о семье и любви, о справедливости и труде, о государстве и межгосударственных отношениях.

Важно понимать, что русский мир не является этнически и конфессионально гомогенным, поскольку российский/русский народ – это союз потомков множества народностей Русской равнины, Сибири и сопредельных регионов. Мусульмане, иудеи, буддисты, представители других конфессий считают себя частью русского мира. И никто не вправе отказать им в чувстве сопричастности к общему русскому делу.

Однако разрушительные 90-е годы прошлого столетия сильно деформировали это ценностно-культурное пространство. Процесс хотя и несколько замедлился, но продолжается и сегодня. Председатель комитета по международным делам Государственной думы Леонид Слуцкий считает, что России надо на этом направлении формировать особую политику. В противном случае мы рискуем утратить то, что пока еще имеем. Вот как в эфире радио «Комсомольская правда» он описал ситуацию:

«Проблемы существуют в том, что у нас неуклонно сокращается то, что мы привыкли называть русским миром. Ни один язык так не исчезал быстро с лица планеты за последнее столетие, как русский. У нас на рубеже 1980-1990-х годов на русском говорило в мире 350 миллионов человек, а сейчас — 270. Минус 80 миллионов за исторически ничтожный отрезок времени — три десятилетия. Потому что мы, к сожалению, недостаточно открываем в мире русских школ, сохраняем существующие».

Сегодня не 90-е, нынешнее руководство России отчетливо понимает важность сохранения и расширения границ русского мира. Федеральное агентство Росссотрудничество занимается в том числе и делами соотечественников, проживающих за рубежом. Раньше принято было считать эту структуру одной из самых бессмысленных государственных институций, поскольку никаких серьезных вопросов она принципиально не решала и решать не хотела. Сейчас, когда ее возглавил известный журналист с государственническими и патриотическими взглядами Евгений Примаков, агентство стало подавать признаки жизни. С именем Примакова Леонид Слуцкий связывает «определенное изменение в реализации тех программ, которые Россотрудничество ведет, но пока этого недостаточно для того, чтобы коллапс русского мира, я вынужден, к сожалению, применить этот термин из астрономии, из теории черных дыр, остановить».

Особая роль, по мнению российского парламентария, в измерении глубины проблем и точном указании ее параметров принадлежит президенту Владимиру Путину, который в статье «Россия и меняющийся мир» 2012 года поделился своими взглядами на миропорядок в целом и русскую цивилизацию. Слуцкий вынужден констатировать, что «пока это важнейшее, цивилизационной важности, обращение президента к правительству, к народу, к политикам не выполнено».

Но русский мир – это и культура, и ценности и язык, и демография, с которой и в России, и за ее пределами дела обстоят далеко не блестяще. Глава думского комитета предлагает целый ряд мер и решений для исправления ситуации: в целом:

«У нас большие, к сожалению, пустые площади, которые как раз и нужно заполнять соотечественниками, создавать для них рабочие места, содействовать возвращению русского мира домой, в Россию. Так же, как вернулись Крым и Севастополь. Пока эта работа идет лучше, чем она шла, например, 10 лет назад, но она идет недостаточными темпами и с недостаточным эффектом, для того, чтобы задача цивилизационной важности по сбережению русского мира, русского языка, как цементирующей основы, если угодно, русского мира, были решены в том объеме и на том уровне, как сегодня требуют от нас нынешние реалии. Поэтому нам есть над чем трудиться. Нам есть где себя критиковать и давать самим себе пока не очень радужные оценки. Но, думаю, что, безусловно, еще при жизни нашего поколения, в ближайшие годы, у нас есть серьезный шанс в этом направлении продвинуться, поскольку мы, по крайней мере, отдаем себе отчет, что это направление является действительно направлением цивилизационной важности для каждого из нас».

Сложно не согласиться с тем, что за последние годы в России сформировалась особая позиция по теме русского мира: в ней присутствует гордость за страну, историческое и культурное наследие, память о подвигах предков, представление го необходимости брать под защиту соотечественников за рубежом и помогать русским общинам, разбросанным по всему миру, сохранять чувство родины. Поэтому есть все основания думать, что время собирать камни пришло.+

Андрей Бабицкий, специально для News Front