Россия, которую нам не жаль
Благодаря писателю Ерофееву (который хороший писатель) всем твёрдо известно, что бывают женщины сложной судьбы. Я лично убеждён, что такими бывают не только женщины, но и целые страны. Конечно, жить с ними не всегда просто, но почти неизменно — очень интересно. Всё-таки от такой сложной, но общей судьбы настоящая любовь лишь только крепнет.

Без сомнения наша дорогая Россия — одно из таких государств. За это мы её и любим (хотя и не только за это). Лишь за минувший век наша страна претерпела как минимум две глобальные социально-политические катастрофы. По их итогам в массовом сознании родились два полноценных и самодостаточных российских образа. Той самой России, что мы потеряли. И той, что условно «белая и красная». Благословенная Российская империя и небесный Советский Союз.

И сейчас я совсем не хочу спорить, что лучше — хруст французской булки или пломбир за рубль 20. Люди вы взрослые, а мои политические взгляды известны. Разберётесь тут и без меня. В конце концов, этот текст совсем о другом — скорее о том, что яркие, словно огни уходящего под воду «Титаника», красно-белые образы и споры заменили собой Россию реальную. Ту Россию, что появилась на свет после 1991 года — и с тех пор её стало принято называть «этой страной».

И такой, казалось бы, удивительный социальный феномен совсем не трудно объяснить, потому что и белым, и красным было одинаково тяжело любить Беловежские или Хасавюртовские соглашения и ими восхищаться (я бы назвал ещё и третьи — но в наше время, пожалуй, не стоит). Одинаково сложно признать предательство русских на постсоветском пространстве или предательство сербов в югославских республиках. Любить «эту страну» было, конечно, нужно, но всё же немножечко да стыдно. Как если бы твоя родная мать стала бомжихой, пропила квартиру, дачу и вот-вот пропьёт тебя самого.

По этой причине люди и полюбили давно уже почивших «бабушку с дедушкой». В ситуации идеологического вакуума историческая мифология всегда выходит на передний план, ведь это лучшее средство для национального эскапизма. У кого-то есть Внутренняя Монголия, а у кого-то — благословенная РИ и небесный СССР. Как говорится, jedem das Seine.

Однако «эта страна» совершенно внезапно (пускай и не очень стремительно) стала меняться
Всё началось ещё в 2014 году с присоединения Крыма и достигло своей кульминации в 2022 году с начала СВО. Спустя два года, в наши свинцовые дни, можно смело диагностировать смерть «этой страны» и зарождение новой. Так появился на свет уже третий образ России, которую — не поверите! — вновь потеряли. Только теперь не мы, а они.

Когда сегодня очередной русский либерал (который, как известно, не либерал и даже не русский) пишет, как он страдает за несчастную Украину, то на самом деле он страдает вовсе не за неё. Парадоксальным образом он в действительности страдает за Россию, которую безвозвратно потерял. Точнее даже страдает за своё личное прошлое в ней, ведь в той довоенной России у него было всё. Статус модного журналиста, редакция в центре Москвы, хорошая зарплата, приятный социальный круг и авторитет. «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Доставка», парк Горького и «Даниловская мануфактура». Даже латте из любых сухофруктов — и то было.

Ещё и писать можно что угодно! Поливать какими угодно помоями русских. Оскорблять любыми словами их культуру и традиции. Даже оспаривать сам факт существования русской нации. Не верите? Забыли? Так откройте буквально первую попавшуюся расшифровку обычного разговора с условного «Эха Москвы». И вся эта радость — едва ли (а иногда и буквально) за государственный счёт. Просто не жизнь, а натуральное воплощение мечты «коллективного Смердякова». Сказка Смердякова.

И 24 февраля 2022 года всё это исчезло
Схлопнулась счастливая либеральная звезда — остался лишь Млечный Путь до какого-нибудь затхлого и провинциального Тифлиса. И плевки с обеих сторон фронта. С ненавистью из РФ и презрением — с Украины. Да, теперь и у них есть Россия, которую они потеряли. И мерцает она лишь воспоминаниями на Facebook* о посиделках в баре на Патриарших прудах. Только вот не вернуться вам больше в тот самый бар — теперь там будут сидеть герои СВО.

Последняя потерянная Россия была не только сложной судьбы, но ещё и низкой социальной ответственности. И лично мне ту Россию вообще нисколько не жаль. Построим новую. Как и положено — из крови и почвы. И любить мы её будем тоже как положено — пока смерть не разлучит.

* — принадлежит компании Meta, признанной экстремистcкой в РФ