У меня есть приятельница, которая живет в Одессе. Она родом с Дальнего Востока и до сих пор немного путается в украинском языке. К тому же в силу выдающихся внешних данных девушка страшно далека от политики. Например, до недавнего времени она была уверена, что «Фронт змін» переводится как «Фронт измен». И очень удивлялась, почему Арсений Яценюк выбрал такое название для своей политической партии. Но, заслушав сегодня экономический план правительства, я подумал, что в каждой шутке только доля шутки. Похоже, рынок думает так же: реакцией на выступление Яценюка в Раде стал рост доллара на межбанке до 11,35 грн.
В принципе, свою экономическую программу премьер-министр Арсений Яценюк озвучивает не впервые. Еще две недели назад он называл 10 приоритетов нового правительства: секвестр госбюджета на текущий год, точечное рефинансирование банков (обожаю это слово – точечное), неприкосновенность права собственности, приватизация энергетических компаний, установление “покоя” на валютном рынке, ликвидация “обналички”, выполнение требований МВФ, реформа Гостаможслужбы и Налоговой администрации, выпуск облигаций для возмещения НДС, реформа закона о языках.

Почему в экономический пакет затесался языковой вопрос, не знаю. Но, когда программу показывали вчера еврокомиссарам, там его уже не было. Выпал, как «вписавшийся не по делу», лишний элемент. Говорят, что еврокомиссары были удовлетворены, но попросили разместить приоритеты немного в другом порядке и первым пунктом поставить выполнение требований МВФ.

Собственно, главная задача правительства на сегодня – это удовлетворить МВФ. В любой форме, в какой тот захочет. И получить взамен удовлетворения кредит, сумму которого называют уже в $18 млрд. После чего на нас начинает сыпаться кредитный дождь: бюджетная ссуда Всемирного банка – $1 млрд.; средства ЕС на макрофинансовую помощь – $2 млрд., помощь от Конгресса США – $1 млрд.; кредитный ресурс Канады – $200 млн.; кредит правительства Японии – $100 млн.; кредит, который выделяет польское правительство, – $100 млн.; помощь от ВБ на проектную деятельность – $200 млн.; кредитная линия Европейского инвестиционного банка – $170 млн.; кредиты Международной финансовой корпорации – $400 млн.

Конечно, такая уймища денег выглядит вдохновляюще. Но, во-первых, напомню, что это кредиты, а не подарки на свадьбу, и предполагается, что со временем Украина должны будет все это отдавать. Причем, как показывает опыт с займами, которые легко набрала ЮВТ, срок выплат приходит быстрее, чем стабилизация в экономике. Расплачиваться с долгами мы уже начали, а улучшение еще не наступило.

Главная задача правительства на сегодня – это удовлетворить МВФ. В любой форме, в какой тот захочет. И получить взамен удовлетворения кредит, сумму которого называют уже в $18 млрд. После чего на нас начинает сыпаться кредитный дождь

Во-вторых, деньги дадут не сразу, многие – под конкретные проекты. А «рубить» (реформы) придется уже сейчас. Причем резко, с плеча. Тарифы на коммуналку придется, наконец, поднять. На газ повышение составит 50%, и будет продолжаться четыре года, постепенно, приступами, как хроническая болезнь.

Планируется также (на этом настаивает МВФ, а Украина будет выполнять все, что скажет Фонд) ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий. Приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего (проезд резко подорожает на всех видах – от метро до поездов). Отменить льготы по НДС в сельской местности. Обязать аптеки и фармацевтов платить НДС. Пособия по безработице начислять только при условии, что человек проработал на одном месте шесть месяцев. Выгнали хоть на день раньше – грызи подоконник.

Самая болезненная тема – ограничение упрощенного налогообложения. То, против чего стоял «налоговый майдан». Предыдущая власть коррупцией и давлением на бизнес загнала почти все фирмы в тень, из которой они «высовывали нос», оформляясь физлицами-предпринимателями. Сейчас весь этот пласт начнут разгонять. Я плохо представляю, что в результате будет. Поскольку за последние годы не только базарные торговцы сели на «упрощенку», а перекочевала и половина реального сектора.

Помню, как в апреле прошлого года тогдашний глава Государственной регистрационной службы Дмитрий Ворона с недоумением писал на своей странице в Facebook, что только за первый квартал 8,7 тыс. юридических лиц прекратили свою деятельность, в то же время зарегистрировано более 57 тыс. новых физических лиц-предпринимателей. К июню эта цифра выросла почти до 80 тыс. А до конца прошлого года, полагаю, и вовсе удвоилась. Сейчас всю эту систему будут рушить, потому что МВФ требует перевести весь реальный сектор на общую систему налогообложения.

Еще одна идея, которая бьет в сердце металлургов и аграриев (две основные отрасли, которые приносят казне валютную выручку), – это возмещение НДС не деньгами, а ценными бумагами. Надо сказать справедливости ради, что запустить схему векселей пытался еще Арбузов. Но ему не дали. Яценюку никто преград не выставил, и он уже впарил премьерный тираж НДС-облигаций первым несчастным. Брали неохотно, но вынужденно, ибо возврат экспортного НДС в марте полностью прекратился.

В целом бизнес и тогда, и сейчас резко против облигаций. И не только потому, что огромный дисконт, с которым теоретически можно продать эти бумаги, фактически лишает их прибыли, а еще и ввиду неотработанности механизмов налогообложения

Но в современных условиях рыночная стоимость таких бумаг может оказаться невысокой, и предприятия будут продавать их операторам фондового рынка за полцены или даже дешевле.

Как пишет сайт «Минпром», с начала года от задержек компенсации НДС уже пострадал целый ряд крупных компаний металлургии и АПК: «АрселорМиттал Кривой Рог», Индустриальный союз Донбасса, Полтавский ГОК, «Кернел», Cargill и др. Все это – флагманы экономики, причем большинство пострадавших производителей – с иностранным капиталом.

Последнее должно насторожить: раз пострадали иностранные компании, значит это инициатива не МВФ. Тогда кого же? НДС-облигации – тема старая, ее раскручивали еще при Кучме, в 2004 году. Но не успели реализовать до «оранжевой революции». А потом Запад настоял, чтобы никаких НДС-облигаций не было.

В целом бизнес и тогда, и сейчас резко против облигаций. И не только потому, что огромный дисконт, с которым теоретически можно продать эти бумаги, фактически лишает их прибыли, а еще и ввиду неотработанности механизмов налогообложения. Например, раньше был такой фискальный курьез, когда налоговая пыталась обложить доход от продажи НДС-облигаций налогом на прибыль, хотя это был всего лишь законный НДС, который к тому же вернули в половинном объеме.

Но что характерно: единственная структура, поддерживавшая идею НДС-бумаг, – это… Федерации работодателей Украины. Напомню, что возглавляет ее земляк Арсения Яценюка, олигарх Дмитрий Фирташ. Тот самый, кого злые языки называют в соцсетях «кукловодом кролика Сени». Видимо, совпадение…

Ну, и какая экономическая программа настоящих реформаторов обходится без сокращения чиновничьего аппарата (на первом этапе на 24 тысячи). Продажи (как правило, по очень низким, амортизационным ценам) автопарка органов государственной власти. Продажи старых, ветхих госдач в Конча-Заспе и Пуща-Водице. Все равно уважающие себя политики в них не живут. Они, как нынешний премьер, построили личные замечательные хоромы. Я бы еще добавил в список крымские санатории (шутка), а также Житомирский спиртзавод, находящийся в подчинении ДУСи (вторая шутка).

Ну, и как сказано выше, правительство вместе с Нацбанком сообщили, что рефинансирование банков ограничат. Разумеется, для предотвращения спекуляций на рынке. Кредиты НБУ будут выдаваться точечно, персонально, отдельным банкам. Чувствую, как напряглись банкиры, и на этом месте в воздухе запахло неизбежно коррупцией.

У любого действия политика, в зависимости от его ориентации, всегда есть глобальная причина. Причем, если политик находится в состоянии «промежуточного звена» вертикально-интегрированной системы, то, как правило, причину нужно искать в мотивах тех, кто находится наверху пирамиды

Что сказать в качестве вывода? У любого действия политика, в зависимости от его ориентации, всегда есть глобальная причина. Причем, если политик находится в состоянии «промежуточного звена» вертикально-интегрированной системы, то, как правило, причину нужно искать в мотивах тех, кто находится наверху пирамиды. Украина интегрируется в западную систему координат. И все, что ей следует делать, Арсению Петровичу подробно рассказали в США. Главным образом, что нужно слушаться МВФ.

А вот почему Фонд нужно слушаться, да еще и беспрекословно, рассказали… японцы. Не смейтесь, им, издалека, планы Штатов оказались виднее. 20 марта 2014 года японская газета The Diplomat выпустила чрезвычайно интересную статью под названием «МВФ, Украина и последствия азиатского финансового кризиса».

Автор Йонг Квон утверждает, что «после неудавшейся в январе попытки получить поддержку в Конгрессе столь необходимой реформе Международного валютного фонда (МВФ) Белый дом в настоящее время использует кризис на Украине для того, чтобы подстегнуть сопротивляющихся республиканских законодателей принять закон, наделяющий МВФ дополнительными ресурсами и более сбалансированной системой управления».

И дальше пишет: «Серьезно восприняв древнее изречение о том, что каждый кризис таит в себе возможности, Министерство финансов Соединенных Штатов попыталось включить направленные на увеличение квоты МВФ меры в законопроект о предоставлении одного миллиарда долларов в качестве гарантий по срочным кредитам, предоставляемым новому правительству в Киеве. Это предложение было удалено из окончательного варианта законопроекта, однако чиновники Министерства финансов поддержали включение в него более широких мер по реформированию Фонда в общем пакете поддержки и подчеркнули, насколько важным является МВФ для интересов национальной безопасности США. В ближайшие месяцы это обстоятельство, несомненно, сыграет свою роль при обсуждении законодательных инициатив, имеющих отношение к этому международному финансовому институту.

Это было похвальной попыткой со стороны администрации Обамы, которая ранее в этом году подвергалась критике за то, что недостаточно энергично поддерживала бюджет, который привел бы к изменениям в МВФ. В то же время установление явной связи между интересами американской внешней политики и действиями МВФ было очень рискованным шагом, который мог бы привести к дальнейшему сокращению доверия к МВФ со стороны международного сообщества.

По своей сути борьба Вашингтона за то, каким образом лучше всего спасти финансы Киева, выходит далеко за рамки кризиса на Украине и затрагивает те вопросы, которыми нужно было заниматься с момента начала азиатского финансового кризиса и которые могут определить будущее глобального финансового порядка».

И дальше господин Йонг Квон пишет много всего интересного (думаю, к этой статье мы еще вернемся). Однако главную мысль, надеюсь, все уловили. Киев нужен Вашингтону для реализации своего собственного плана, не связанного с нашим кризисом. Кризис просто стал «ложкой к обеду». В этом смысле задача Украины исполнять роль собачек на арене цирка, которые послушно выполняют все указания дрессировщика, но не являются гвоздем программы.

Егор Смирнов
Источник: Версии